Татьяна Кайль
Индивидуальный подход в процессе обучения музыкально одаренных детей в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы работы с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Что же такое одаренность, и одаренный ребенок?
Особое место в ряду современных концепций одаренности занимает «Рабочая концепция одаренности», созданная отечественными учеными (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский, Ю. Д. Бабаева, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. И. Панов, И. В. Калиш, М. А. Холодная, Н. Б. Шуманова, В. С. Юркевич) Эта концепция предлагает следующие определения одаренности :
Публикация «Индивидуальный подход в процессе обучения музыкально одаренных детей в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Одаренность – это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (2). Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (2)
Основываясь на мнениях специалистов в этой области можно сказать, что музыкально - одаренные дети уже в два-три года хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют, а некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить. Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально – одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С 4-5 лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте (5).
Работая с дошкольниками на протяжении многих лет над развитием музыкальных способностей детей, меня не могла оставить равнодушным проблема индивидуализации педагогического процесса с одаренными детьми и с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей профессиональной деятельности.
Одним из необходимых условий взаимодействий с одаренными детьми является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач. Выявить интересы и предпочтения родителей. Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей. Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно-информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок- передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, игры и т. д., который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Досуговое направление самое востребованное. Задачей работы в этом направлении является эмоционально - эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно - развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций.
Для родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный? Одаренный!»; «Способности ребенка в ваших руках»; «Развитие музыкальных способностей». В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования. Работа с воспитателями по формированию у них педагогической компетенции по вопросам музыкальной одаренности детей велась систематически через разнообразные формы: как традиционные, так и нетрадиционные (презентации, музыкальные гостиные, мастер – классы).
Свой опыт работы с одаренными и способными детьми постоянно транслируем для педагогов других детских садов. Мои воспитанники принимают участие в городских конкурсах, соревнованиях. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейших условием формирование творческого потенциала общества. Поиск путей развития одаренности детей, педагогических приемов и методов, остается очень актуальным на сегодняшний день.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : ВЛАДИС – 2004.- 128с.
2. Белов Н. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей. - М. : МПСИ. Флинта, 2004. -144с.
3. Доровский А. И. 100 советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М. : Российское педагогическое агенство. 1997. – 310с.
4. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. – М. : Педагогика, 1988.- 176с.
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. : Наука, 2003. – 377с.