Ольга Ланкау
Развитие познавательных инициатив обучающихся в учреждении дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому что только активные, творческие личности будут успешными в жизни, значит, развитие инициативы следует начинать с самого раннего возраста.
Публикация «Развитие познавательных инициатив обучающихся в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст – важный и ответственный период, который предоставляет огромные возможности для поддержки и развития у детей познавательной инициативы. Познавательная инициатива проявляется в стремлении узнавать новое, на её основе развивается творческая инициатива, самостоятельность, активное отношение к окружающему.
Младший школьный возраст характеризуется проявлением самостоятельной познавательной деятельности, если азы самостоятельности были заложены правильно. Природная любознательность младших школьников, их отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает педагог, создают благоприятные условия для развития познавательной активности и инициативности.
В среднем школьном возрасте происходит перестроение организма обучающегося, познавательная активность спадает, на первый план выходит интимно-личностное общение. Обучающиеся данного возрастного периода проявляют инициативу только в отношении конкретных направлений образовательной деятельности, выбирают любимое занятие, выстраивают приоритеты. Большое значение имеет личность педагога, его пример.
Старший школьный возраст — период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь. В старшем школьном возрасте также проявляется избирательное отношение к обучению, причиной которого служит наличие сложившихся интересов, связанных с профессиональной направленностью.
Основным принципом дополнительного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка любого возраста, при котором он становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Инициатива — почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость [Толковый словарь Ожегова].
Инициатива — проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами. [Словарь практического психолога].
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что познавательная инициатива это – активность обучающегося в поиске новых знаний умений, навыков, стремление запускать новые проекты, вовлекая в них окружающих людей.
Познавательная инициатива проявляется в свободной деятельности по выбору и интересам. Задача учреждения дополнительного образования - предоставить обучающимся этот выбор, путем реализации программ различных направленностей: технической, спортивной, художественной, естественнонаучной и многих других, направить и сопроводить их в этом увлекательном путешествии к новым открытиям и достижениям.
Основной задачей педагога дополнительного образования является поддержка инициативы обучающихся в различных видах деятельности. Положительный результат деятельности обучающегося создает ситуацию успеха, что в свою очередь мотивирует его на дальнейшую работу.
Способы поддержки детской инициативы в учреждении дополнительного образования :
• создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам;
• реализация модульных программ, когда обучающийся может самостоятельно выбрать содержание обучения;
• применение индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных в соответствии с возможностями конкретного обучающегося;
• личностно-ориентированный подход, который способствует развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных качеств;
• применение информационных технологий в обучении, в частности технологии портфолио, которая позволяет проследить личные достижения и рост обучающегося, сравнить его не с другими, а с ним самим на начальном этапе обучения;
• применение проблемного метода обучения, когда обучающийся не получает готовых ответов, а сам находит решение поставленной задачи, анализирует и делает выводы;
• внедрение информационно-компьютерных технологий (ИКТ, что дает возможность современным учащимся идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации образовательной программы, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета возрастных особенностей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью : организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.
Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).
Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы, текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках обучающихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы).
Личностно-ориентированный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Этот подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других.
Портфолио можно определить как средство психолого-педагогического сопровождения процесса личностного развития ребенка в выбранной сфере, как средство, которое обеспечивает фиксацию и систематизацию его достижений, позволяющую формировать мотивационную базу для осознанного его включения в дополнительную образовательную деятельность.
Портфолио – одна из альтернативных форм оценивания, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения по результатам, по приложенным усилиям, по продуктам учебно-познавательной деятельности, предполагающая смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, но то, в чем он преуспевает, с оценки на самооценку.
Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Педагог должен создать все условия не только для усвоения ребенком результатов системы знаний, но и пониманием пути процесса их приобретения.
Информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ, повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Рассмотренные выше способы развития инициативы обучающихся позволяют с делать вывод, что в системе дополнительного образования для этого созданы оптимальные условия. И это лишь малая часть педагогических инструментов для мотивации обучающихся. Однако основы познавательной активности и инициативы должны закладываться с раннего детства и зависят от личностных и возрастных особенностей обучающегося.