Ольга Исаченко
Семинар для педагогов «Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии».
Регистрация участников мероприятия.
Приветствие.
Упражнение «Здравствуйте». Участникам предлагается взять любое количество фишек и поздороваться с группой и продолжив фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…1 фишка- определение, 2-,. 3- …» и так по количеству фишек описать свое отношение к сегодняшнему дню.
Публикация «Семинар для педагогов „Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: Актуализация знаний педагогов в области сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Задача: формировать умение учитывать особенности ребенка, имеющего психофизические нарушения в развитии.
Ход мероприятия.
Упраженение 1. Расскажите о своих ожиданиях сегодняшней встречи от имени кинестетика, аудиалиста, визуалиста.
Ответьте на вопросы:
1. Имеется ли у вас опыт работы с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии?
2. Дети, с какими нарушениями встречались в вашей практике?
Среди трудностей, которые переживает современная начальная школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с незначительными и сложными отклонениями в психофизическом развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями развития, проблемами в развитии, отклонениями в развитии, недостатками психофизического развития) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т. д.
И при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств — новообразований, которые в свою очередь становятся основой для следующего этапа.
Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения.
Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой — имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития. Эта специфика определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития.
В настоящее время наибольшую распространенность имеет классификация отклонений развития, предложенная В. В. Лебединским.
В ней выделено шесть вариантов психического дизонтогенеза.
1. Психическое недоразвитие, типичным пример- умственная отсталость.
2. Задержанное развитие — разнообразная группа, представленная вариантами нарушений школьных навыков, задержкой психического развития.
3. Поврежденное развитие, при котором ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, а затем вследствие заболевания (прежде всего центральной нервной системы) или травмы это нормальное развитие нарушилось.
4. Дефицитарное развитие — особенности развития в условиях нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное развитие, при котором сочетаются когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нарушения. Такое развитие отмечается у детей и подростков с РДА и детской шизофренией.
6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности, приводящие к стойкой социальной дезадаптации. Типичной моделью этого вида дизонтогенеза являются различные формы психопатий.
Для педагога наиболее важной является классификация, которая отражает существующую систему специального образования. Согласно этой классификации выделяется несколько категорий лиц с нарушениями развития, для некоторых из них созданы определенные виды специальных коррекционных учреждений:
• лица с нарушениями функций слухового анализатора (неслышащие и слабослышащие);
• лица с нарушениями функций зрительного анализатора (незрячие и слабовидящие);
• лица с тяжелыми нарушениями речи;
• лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
• лица с задержкой психического развития;
• лица с умственной отсталостью;
• лица с расстройствами аутистического спектра;
• лица с нарушениями поведения;
• лица со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
При этом важно учитывать, что в классе могут быть и дети, имеющие незначительные отклонения в психофизическом развитии, учебные трудности которых носят стойкий характер и, как правило, сопровождаются поведенческими нарушениями.
Одну из наиболее многочисленных групп среди неуспевающих школьников составляют дети с ЗПР. В данной группе встречаются дети как с нарушенным темпом физического и умственного развития, так и учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности. В первом случае задержка вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связей с другими областями коры и подкорки. Такие дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью, в их поведении зачастую развивается нервозность. Что касается функциональных расстройств психической деятельности, то здесь можно отметить, что для данной категории школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.
Чаще всего ЗПР выявляется в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет. Снижение работоспособности и неустойчивости внимания у детей этой категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других – наибольшее сосредоточение наступает после некоторого периода деятельности, у третьей группы учащихся отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей. В процесс обучения детей с данными нарушениями, целесообразно вводить игровые элементы, использовать красочный наглядный материал. Занятия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными.
В заключение несколько рекомендаций педагогам, из практического опыта коррекционно-педагогической работы с особенными детьми :
1. Постарайтесь ограничиться важнейшими делами и поначалу закройте глаза на некоторые проблемы поведения ребенка, воспользуйтесь правом приоритета.
2. Избегайте безграничной опеки; контроль необходим, но он должен быть не всегда заметным; не оберегайте своего воспитанника «от всего» и предоставьте ему самостоятельность настолько, насколько это возможно.
3. Дайте время себе и ребёнку, прежде всего, после острой фазы заболевания; не дожидайтесь с нетерпением «быстрого скачка вперед», а содействуйте продвижению в развитии малыми шагами и радуйтесь им.
4. Приравняйте ваши ожидания и стремления к сложившейся индивидуальной ситуации; избегайте чрезмерного стимулирования и не предъявляйте завышенных требований.
5. Если вы хотите, чтобы такой ребёнок выполнил какое – либо действие, прежде всего подумайте, как поступить деликатнее, и дождитесь наиболее благоприятного момента.
6. Выражайте свои мысли ясно и деловито, если действовать с раздражением или с прямым нажимом, то уменьшаются шансы добиться намеченной педагогической цели.
7. Надо понимать, что проявление симптомов психического заболевания (даже самые неприглядные) являются не выражением злой воли, а попыткой ребенка справиться с нарушенным образом жизни и дисгармоничным внутренним миром.
8. Помните, что ребёнок сам пытается защитить от болезни остающиеся здоровыми части своего организма, островки своей сохранной личности; помогите ему их укрепить и развить.
9. Необходимо постараться создать для ребенка комфортные условия, даже если порой это дается с трудом; потрудитесь над тем, чтобы свести до минимума конфликты и натянутые отношения в детском коллективе.