Папки-передвижки

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности. Подготовка к новому учебному году

Светлана Шитова
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности. Подготовка к новому учебному году
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект родительского собрания в логопедической группе детей с ОНР

Подготовила

учитель-логопед МАДОУ КВ «Детский сад №8,

Динской район»

Шитова Светлана Владимировна

1-й слайд

Добрый вечер, уважаемые родители! Рада Вас видеть в на нашем собрании. Тема моего выступления: «Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности»

2-й слайд.

Публикация «Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности, Подготовка к новому учебному году» размещена в разделах

Цель моего выступления это - знакомство с видами коррекционно-педагогической работы осуществляемое учителем-логопедом в данной группе и подготовка к новому учебному году.

Задачи:

рассказать о взаимосвязи логопедии со смежными науками и ее значе-ние;

познакомить с направлениями, видами и формами работы учителя-логопеда с детьми по устранению тяжелого нарушения речи;

необходимые пособия для занятий по развитию речи и обучению гра-моте;

роль родителей в достижении положительных результатов;

роль игр в коррекционно-развивающей работе с детьми

3-слайд

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупрежде-ния, выявления и устранения средствами специального обучения и воспита-ния.

Логопедия тесно связана со смежными науками, а именно с педагоги-кой, сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, методи-ками обучения родному языку и математике, с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией, нейропсихологией, невропатологией и педиатрией

4-й слайд

Знания смежных наук, заключения врачей, углубленная диагностика и непосредственное взаимодействие с ребенком позволяет мне глубоко изучить и определить причины нарушения или задержку различных компонентов развития ребенка. Это могут быть нарушения разного характера. Например, при нарушении общей двигательной сферы нарушается координация движе-ний, ребенок часто натыкается на предметы, падает, неуклюжий, у таких детей во время бега тело «бежит» впереди ног, которые вдобавок еще и заплетаются и т. д. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата у ребенка нарушены двигательные функции губ, языка, мягкого неба – это приводит к нарушениям звукопроизношения. Нарушения мелкой моторики лишают ребенка возможности самостоятельно выполнить целенаправленные движения пальчиками, правильно держать карандаш, двигать в нужном направлении впоследствии, это приводит к трудности написанию букв, цифр. При нарушении зрительного восприятия - ребенок не может выложить картинки из 5-6 частей, собрать в правильной последовательности пирамидку из 7-8 колец вследствие этого у него происходит задержка в ориентировке в пространстве, которое ведет к проблемам усвоения письменной и устной речи. Низкий объем памяти приводит к трудностям в усвоении программного материала и т. д.

Как видите знания, и непосредственная работа с детьми позволяет специалисту увидеть проблему и сориентировать родителя, какие предпри-нять дополнительные действия.

5-й слайд

Целью коррекционно-педагогической работы является :

устранение тяжелого нарушения речи,

профилактика вторичных нарушений (задержку психических процессов,

профилактика нарушения письма и чтения,

успешное обучение в школе.

6- слайд

Для устранения общего недоразвития речи мною в течение года про-водятся

Диагностика

Фронтальные занятия

Индивидуальные и

индивидуально-подгрупповые занятия

7-й слайд

Любая коррекционная работа начинается с диагностики, она является составной частью комплексного изучения ребенка.

Диагностика проводится два раза в год в начале и конце года.

Углубленная диагностика проводится в течение всего сентября.

Диагностика направлена на

выявление особенностей общего и речевого развития детей;

определение состояния развития различных компонентов речи (лекси-ческой стороны, произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи) а также развитие психических процессов (развитие восприятие, памяти, мышления,

наличие неврологической симптоматики,

выявление позитивных симптомов и компенсаторных возможностей,

определение зоны ближайшего развития (индивидуальный подход,

построение рабочей программы,

определение индивидуального маршрута, в соответствии с возможно-стями и способностями каждого ребенка.

8-й слайд

Этапное диагностирование необходимо для определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельно-сти и констатации результативности приобретенных речевых навыков детей, посещающих занятия учителя-логопеда

9-й слайд.

Речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизно-шения – лишь верхушка айсберга.

Коррекционная направленность работы учителя-логопеда представ-ляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно-познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависи-мости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится со-держательное направления коррекционно-развивающей работы.

Фронтальные занятия характеризуются тем, что они проводятся од-новременно со всеми детьми группы. При этом дети на занятиях выполняют одинаковые задании для всех.

Эти занятия направлены на учебно-познавательную деятельность, которые проводятся 4-ре раза в неделю

10-й слайд

На фронтальных занятиях у детей расширяется и уточняется словар-ный запас за счет изучения лексических тем. Они учатся выражать мысли в предложениях состоящие из нескольких грамотно построенных слов, а не од-нословно. Дети знакомятся с простыми предлогами (на, за, у, в, под, из-под) их значением и правильным употреблением в речи и т. д.

Так же формируется и совершенствуется грамматический строй речи.

Дети на занятиях учатся правильно использовать в речи некоторые формы словоизменения – это изменений окончаний в словах мужского и женского рада в единственном и множественном числе (пел, пела, пели). Осваивают некоторые способы словообразования существительных и прила-гательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например : олень – олененок, оленят и т. д.

В работе над слоговой структурой слова совершенствуется умение различать на слух длинные и короткие слова, в, напримерпроизводить цепоч-ки слогов со сменой ударения

При формировании фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, дети учатся различать звуки, выполнять звукобуквенный анализ, контролировать свою речь

Обучение элементам грамоты позволяют освоить начальные ступени письма и чтения.

Развитие связной речи и речевого общения позволяет ребенку связно, грамотно и последовательно высказывать свои мысли

11-й слайд

Подгрупповые занятия проводятся с небольшой подгруппой из 2-3 ре-бенка. При этом у детей имеют сходные нарушения в речи, либо в звукопро-изношении. Во время подгрупповых занятий провожу различные игры и упражнения, направленные на автоматизацию поставленных звуков, развитие фонематического слуха, развитие психических процессов таких как - развитие связной речи, внимания памяти, мышления, формирование и развитие зрительного восприятия

Состав таких групп в течение учебного года может меняться в зависи-мости от достижения детьми успешных результатов.

12-й слайд

Индивидуальные логопедические занятия проводятся с каждым ребенком по отдельности. Эти занятия рекомендованы детям с различными видами нару-шений звукопроизношения.

Основными направлениями индивидуальной работы логопеда с ребенком являются: формирование правильного речевого дыхания (вдох носом, вдох - ртом). Формирование направления и силы воздушной струи, развитие про-содических компонентов - это умение целенаправленно регулировать силу голоса и его выразительность;

13-й слайд

Развитие подвижности различных типов мышца: лица, губ, языка, мягкого неба, развитие фонематического слуха. Артикуляционная гимнастика, направленная на постановку определенного звука. Вызывание и постановка звука. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику различной сложности

Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от количества зачисленных детей в группу. Индивидуальные занятия яв-ляются не продолжительными – от 10 до 20 минут, но, несмотря на это, во время их проведения устанавливается тесная связь между логопедом и Вашим малышом.

14-й слайд

В группах компенсирующей направленности по устранению тяжелого нарушения речи (т. е. нашей) ведется работа по программе Натальи Валенти-новны Нищевой. Эта программа рекомендует использовать на занятиях по развитию речи и обучению грамоте разработанную автором литературу :

«Мой букварь»,

тетрадь «Занимаемся вместе» по развитию речи,

тетрадь №1 или №2 по обучению грамоте и

тетрадь на развитие мелкой моторики – раскраска.

От оснащения ребенка пособиями будет зависеть его активность и качество усвоения программного материала.

15-слайд.

Не надо думать, что устранением речевых дефектов должен зани-маться только логопед. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значи-тельная роль. У детей имеющих нарушения речи кратковременная память они быстро забывают новый материал, не контролируют в речи поставленный звук, а так как большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми необходимо закреплять и контролировать новый материал или по-ставленный звук.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

Родители должны следить за правильностью собственной речи.

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразитель-ной. Выражайтесь доступным ребенку языком.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, яв-лениями природы, дома вспомните и обсудите с ребенком все, что встреча-лось на пути.

Избегайте без лимитного просмотра телевизора, компью-терных игр, они тормозят подвижность нервных клеток.

Больше играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

16-й слайд

Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей на этапе автоматизации звуков. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно или в слогах, словах. Введение звука в речь происходит постепенно. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

17-й слайд

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в тетрадь «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» в индивидуальном по-рядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы по выполнению до-машнего задания:

Тетрадь «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» носится и забирается ежедневно. Там будут даваться в письменном виде реко-мендации и речевой материална автоматизацию звука пройденный на индивидуальном занятии (если не будет записан новый речевой мате-риал, повторять предыдущий)

По пятницам в тетради «Взаимодействия учителя-логопеда с родите-лями» будет даваться перечень заданий по лексической теме и обуче-нию грамоте.

Все задания должны выполняться парциально с пятницы по воскресенье в отдельно приобретенных методических пособиях («Мой букварь», тетрадь «Занимаемся вместе», тетрадь №1 или №2 по обучению грамоте и тетрадь – раскраска). Методические пособия нужно прино-сить в понедельник для работы на фронтальных занятиях, а забирать в пятницу.

Правила выполнения домашнего занятия

Задания I - блока по «коррекции звукопроизношения» выполнять еже-дневно.

Задания II – блока «речевое развитие», «обучение грамоте» выполнять парциально с пятницы по воскресение.

Задания в тетрадях №1 или №2 - палочки и буквы писать простым карандашом, звукобуквенный анализ букв, слогов, слов обозначать гласные - красным карандашом, согласные – синимили зеленым в зависимости от того как звучит звук (твердо или мягко, штриховку выполнять простым карандашом, раскрашивать предметы – цветными карандашами;

задания на развитие мелкой моторики рук выполняется цветными ка-рандашами;

весь речевой материал по должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребен-ком задания, даже путем заучивания;

задания должны быть прочитаны ребенку

все задания выполняются до конца.

Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к за-нятиям.

18-й слайд

В индивидуальной работе с детьми часто используются материалы:

медицинские перчатки необходимы для постановки звука при показе места положения языка, те, активизации чувствительности в полости рта, удержании язычка в определенном положении, влажные и сухие салфетки нужны, чтобы вытирать лицо и руки. У детей при выполнении артикуляционной гимнастики повышается слюнотечение, деревянные одноразовые шпателя необходимы для удержания языка, ватные палочки необходимы для показа места положения различных частей артикуляционного аппарата, марлевые салфетки, чтобы удерживать язычок за пределами ротовой полости, дезин-фицирующее средство для обработки рук, индивидуальные одноразовые пи-петкидля постановки звука [р] вместо постановочного зонда, который необ-ходимо стерилизовать, а как вы понимаете стерилизатор это дорогое обору-дование, маски – при постановке звука специалист работает в тесном контакте лицо к лицу.

Хочу обратить ваше внимание на значение посещения нашей группы абсолютно здорового ребенка. Объясню почему - в коррекционной работе для ребенка главным инструментом является рот, нос, горло и хорошее са-мочувствие. При даже незначительном заболевании одного из этих органов исключает возможность индивидуальной работы с ребенком. Возьмем, например, насморк, при незначительном насморке носовые пазухи забиты т. е. нос заложен, а для постановки или автоматизации звука вдох должен делать-ся носом, а выдох – ртом плюс мягкое небо обвисает, становится неподвиж-ным, звук начинает идти в нос, а не в ротовую полость в результате появля-ется гнусавость, ребенок слышит свое неправильное произношение которое закрепляется ухом, и он прекращает различать дефектное и правильное про-изношение. Следующий и очень важный момент, при насморке наступает кислородное голодание мозга, в этот момент затормаживается процесс мыш-ления и памяти, соответственно ребенок на занятии будет не в состоянии усваивать новый материала и запомнить его. Теперь вы понимаете, какие процессы происходят в организме, и когда я слышу «У нас небольшой насморк», или «что-то ребенок немного приболел, но ничего страшного че-рез несколько дней все пройдет». Любое недомогание ведет к хроническому заболеванию или осложнению, плюс заражают и выводят из строя тех, кто в близком контакте с заболевшим ребенком. К чему все это говорится, хочет-ся, что бы вы понимали, если ребенок чувствует недомогание, подлечите его вовремя, оставьте дома для его же блага.

19-й слайд.

Игра это основной вид деятельности ребенка, поэтому любой вид за-нятия должен протекать в игровой форме с использованием различных при-способлений и тренажёров для развития дыхания, наглядного материала при подаче нового материала на занятии, дидактических игр и атрибутов для усвоения и закрепления полученных знаний, на развитие зрительного вос-приятия, которое способствует профилактике трудностям в письме и чтении. При этом у детей имеют сходные нарушения в речи либо в звукопроиз-ношении. Во время подгрупповых занятий провожу различные игры и упражнения, направленныена автоматизацию поставленных звуков – игра «Чья песенка?», «Бывает, не бывает», «Поезд едет, колеса стучат», использо-вание тренажёра из аппликатора Кузнецова» и т. д.

развитие фонематического слуха «Какое слово лишнее», «Исправь взрослого», «Бывает – не бывает» и т. п.

развитие психических процессов:

развитие связной речи стимулируется использованием различных теат-рализованных персонажей на магнитах, резиновые, пальчиковые, дидактиче-ские игры «большой – маленький», «Короткие слова», «Рифмовочки и нере-фмовочки»;

внимание и память формируются и развиваются с помощью игр «Вспомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало»;

формирование и развитие зрительного восприятия стимулируется раз-личными играми такими как - складывание картинок из нескольких частей, игры с пазлами, пирамидками, конструктор, и т. д.).

на логическое мышление используются игры «Что сначала, что потом», «Подбери пару», «Чей домик» и т. д.

В заключении хочу заметить, что положительный результат, может быть достигнут только при условии комплексноговоздействия на ребенка : родителей, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, а также соблюдения единых требований как в детском саду, так и дома.

Уважаемые родители, вы всегда можете обратиться за консультацией, я с радостью отвечу на ваши вопросы.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Как мы встречали Новый год» (подготовка к Новому году в группе)«Как мы встречали Новый год» (подготовка к Новому году в группе) Новый год-самый любимый, долгожданный, волшебный праздник. Новый год - это ожидание сказки, чудо. Его ждут все:и взрослые и дети. Ведь под.

«Новогоднее волшебство» — подготовка к Новому году в младшей группе«Новогоднее волшебство» — подготовка к Новому году в младшей группе Подготовка к Новому Году в младшей группе детского сада «Новогоднее волшебство». Описание: Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию.

Фотоотчет «Подготовка к Новому году»Фотоотчет «Подготовка к Новому году» Доброго времени суток уважаемые друзья. В этот раз хочется представить вашему вниманию фотоотчет, просмотрев который вы увидите какими.

Карта анализа для проведения смотра-конкурса «Готовность к новому учебному году» Подготовительная группа Карта анализа Для проведения смотра-конкурса «Готовность к новому учебному году» Подготовительная группа Группа №.

Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНРКоррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР Методическая мастерская «Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Коррекционно-развивающее занятие на снижение тревоги, агрессии «Гусеница» в старшей группе компенсирующей направленности Автор – составитель педагог-психолог МБДОУ № 11 «Родничок» г. Тихорецка Виткова Татьяна Анатольевна Коррекционно-развивающее занятие с.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности. Подготовка к новому учебному году
Опубликовано: 20 августа 2017 в 16:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности. Подготовка к новому учебному году» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД