Валентина Литвинова
Система работы, проводимая на экологической тропе с дошкольниками
▼ Скачать +Заказ
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе :
- проведение занятий, сезонных экскурсий;
- мини-субботники;
- исследования на тропе;
- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам) ;
- развешивание кормушек;
- наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам) ;
- оформление гербария;
- фотографирование;
- рисунки, плакаты, поделки;
- сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья.) ;
Публикация «Система работы, проводимая на экологической тропе с дошкольниками» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- целевые прогулки;
- познавательные вечера;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- детские проекты;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- труд в природе.
При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Ульяновской области и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (образовательной и повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.
В любом случае реализация программы экологического образования и разработка системы работы с детьми на экологической тропе (с какой бы возрастной группы она не начиналась) осуществляется по следующим принципам:
1) постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному усвоению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;
2) первоочередное использование непосредственно природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно наглядно продемонстрировать.
3) постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству.
4) широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОО, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала.
5) подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживание, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Занятия на экологической тропе проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждого ребенка к беседам на различные экологические темы.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада :
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Важно соблюдать следующие принципы:
1. не перегружать детей фактическим материалом;
2. не проводить занятия в лекционной форме, когда педагог указывает на объект и рассказывает о нем, а дети молча слушают монолог воспитателя.