Оксана Дитяткина
Основы здорового образа жизни в средней группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровый образ жизни –
источник здоровья»
Подготовила: Дитяткина О. Н. – воспитатель
I квалификационной категории
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Уже к 6-7 годам лишь каждый 5-ый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.
Может существовать достаточно много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно психические перегрузки, от которых сегодня страдают даже малыши.
Публикация «Основы здорового образа жизни в средней группе (из опыта работы)» размещена в разделах
Именно по причине резкого снижения уровня здоровья детей дошкольников, забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. А заниматься этим вопросом надо, начиная с младенческого возраста.
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Поэтому специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни» (ОЗОЖ) под редакцией Н. И. Смирновой и др.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Эта программа охватывает период жизни ребёнка от младшей группы детского сада до 11 класса общеобразовательной школы. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей, соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребёнка.
Цели и задачи программы «ОЗОЖ» :
1. Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.
2. Формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции.
3. Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми.
4. Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей.
5. Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными.
6. Формирование навыков рационального питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.
Для средней группы в программе «ОЗОЖ» предложены следующие темы: «Жизнь на Земле. Всё живое», «Жизнь растений, рыб, птиц, животных», «Уход за растениями и животными», «Настроение. Как поделиться радостью. Как утешить», «Вежливость и уважение – как они проявляются», «Основы саморегуляции», «Правила здоровья и здоровая жизнь», «Правила безопасного поведения на улице дома, в детском саду», «Моя семья. Я в моей семье», «Как живёт моё тело», «Гигиена тела. Правила личной гигиены», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья».
Работая в средней группе, я использовала разные методы и формы работы : занятия, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, опыты, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.
Создание атмосферы заинтересованности и включенности детей предполагает проведение занятий в разной форме: занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-практикум. Например: занятие «Наша Земля большая и красивая» было проведено в игровой форме, где я познакомила детей с глобусом; на занятии «Степные обитатели», используя наглядный материал, познакомила детей с мышью-полёвкой и кротом; «Узнай настроение», дети определяли эмоции и старались их отобразить через проигрывание этюдов по психогимнастике;
Считаю важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своем теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и по этой теме было проведено занятие «Из чего состоит тело человека», где знакомила детей с огромными возможностями человеческого организма; занятие «Об удивительных превращениях пищи в нас», я рассказывала детям о человеческом организме, как о единой системе всех работающих органов и их назначении. (фото) Провела занятие-практикум «Спешим на помощь», где дети учились оказывать первую помощь при ушибах, порезах и ссадинах;(фото)
Много занятий было проведено в форме беседы: например «Самое дорогое на земле – вода» (воздух, почва, дети узнали, что без воды, воздуха и почвы не сможет жить никто, ни человек, ни животное, ни растение. Для заинтересованности детей часть беседы проходило в форме исследования, что вызвало у детей большой познавательный интерес. Я провела опыт с водой и почвой. Опыты - развивают мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы "как" и "почему".(фото).
Осенью мы ходили на экскурсию в берёзовую рощу, где дети любовались природой осени (фото)
Беседа «Как помочь птицам зимой», позволила нам повесить кормушки и дети каждый день подкармливали птиц, прилетавших на участок детского сада.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Поэтому было проведено много бесед на тему «Безопасность дома», «Безопасность на улице», «Один дома» - с помощью красочных иллюстраций дети узнали, чего нельзя делать в целях собственной безопасности.
Большое внимание уделяю игре. Ведь игра – это универсальное средство, которое позволяет ребенку, освободится от груза эмоциональной напряженности, обусловленной сложностью реальных жизненных отношений между ним и взрослым, т. е. речь идет о решении задачи развития способности эмоциональной саморегуляции и достижения эмоциональной устойчивости. Например: «Рассели животных по земле», «Кто лишний?», «Кто, чем питается?» - где дети закрепили знания о животных.
Сюжетно-ролевая игра – это своеобразная форма участия ребёнка в жизни взрослых. Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции. На протяжении всего года мы с детьми играли в сюжетно-ролевые игры, подходящие по темам, такие как, «На приёме у зубного врача», «На приёме у детского врача», «На приёме у глазного врача», «Дочки-матери». (фото).
Через практическую деятельность (труд) дети учились ухаживать за комнатными растениями, за питомцами группы (рыбками) (фото).
Одним из направлений здоровье сберегающей программы является и реализация естественной потребности детей в двигательной активности. Сюда включаются физкультурные занятия, гимнастика, физкультурные минутки и просто подвижные игры, закаливающие процедуры (фото)
В свободное от занятий время я читала детям произведения художественной литературы, относящейся к теме. (фото книг)
Мне очень нравится работать по программе «ОЗОЖ», потому что все занятия я провожу в игровой форме. К нам на занятия часто приходят сказочные персонажи. (фото). Все занятия проходят в лёгкой и непринуждённой обстановке и они очень нравятся детям.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
В конечном счете, мы все хотим, чтобы наши дети были умными и талантливыми, сильными и добрыми, и, конечно же, здоровыми. Так как это является подготовкой детей к успешному обучению в школе, к дальнейшей полноценной и интересной жизни.