Айгюль Хадыева
Система работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
Авторы работы: Хадыева Айгюль Ражаповна
Багмут Светлана Андреевна
Система работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
"В гостях у сказки"
Публикация «Система работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, необычному, формирует и развивает фантазию.
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Взяв за основу мнение великих педагогов, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большакова – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития речевых способностей детей дошкольного возраста.
Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста, нами составлена система «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.
Цели: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приемов мнемотехники.
Были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень сформированности связной речи.
2. Использовать мнемотаблицы для рассказывания русских народных сказок.
3. Создать единое образовательное пространство по решению поставленной задачи с родителями.
4. Определить эффективность проведенной работы.
1. Теоретическая часть
1.1. Психолого-педагогические особенности
развития связной речи детей пятого года жизни.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Она дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы речь была развита своевременно и правильно. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).
Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи с детьми 5 года жизни. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.
На 5 году жизни речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, А. В. Запорожец, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений, это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков (Е. И. Радина, М. М. Алексеева, А. И. Максаков, Г. А. Тумакова).
В самостоятельном словообразовании (словотворчестве, по словам Д. Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно возрастают с 2 до 4,5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключений из этих правил.
В возрасте 4-5 лет происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А. М. Леушина, А. М. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин). Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность. Ситуативная речь присутствует у средних дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но в 4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок. Важно подчеркнуть, что степень связанности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.
Развитие функций речи у 4-5 летних детей. В этом возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Развитие понимания речи в этом возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства характерные для литературного произведения.
Речевая деятельность – целенаправленная, мотивационная деятельность, опосредованная знаками языка и воздействующая на мысли, чувства и поступки другого человека или на самого себя через создаваемый в ее процессе текст.
Вместе с тем их связная речь у детей 5 года жизни еще несовершенна. Дети не умеют правильно формулировать вопросы и поправлять ответ товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще потом). Они остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения навыков общения со сверстниками, развития речевой инициативы и самостоятельности в процессе общения и монологической речи.
Поэтому возникает необходимость в использовании эффективных средств, методов, направленных на развитие связной речи дошкольников.
1.2. Влияние использования мнемотаблиц на развитие связной
речи детей 5 года жизни
Мнемотехника – это техника развития памяти. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развиватьу детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника помогает детям:
Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
Обогащает словарный запас;
Помогает развивать мышление;
Развивает фантазию;
Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
II. Практическая часть
Формирование связной речи у детей 5 года жизни с использование мнемотаблиц проводилось поэтапно: аналитический, подготовительный, основной, заключительный. В каждом этапе решались соответствующие задачи.
2. 1. Аналитический этап.
Задача: Определить уровень умений пересказывать короткие сказки.
Для констатации уровня сформированности умений пересказывать сказки была проведена диагностика.
Для анализа связных монологических высказываний были использованы показатели:
1) Последовательность изложения, наличие структурных частей в описании.
2) Связность изложения.
3)Используемые языковые средства в высказывании: количество прилагательных, существительных, глаголов.
4)Характер предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.
5) Информативность высказывания: количество слов, используемых в изложении.
Результаты диагностики показали общую картину развития связной речи детей. Из 25 детей 11 имели средний уровень развития связной речи. Низкий уровень выявлен у 14 детей. Данные диагностики показали, что дети пересказывают сказки не содержательно; наблюдается неправильное построение простых и сложных предложений; монологи большинства детей отличаются непоследовательностью, прослеживается отсутствие четкой структуры построения связного высказывания.
Чтобы выяснить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка, родителям были предложена анкета.
Результаты анализа анкетирования показало, что из 25 опрошенных родителей 18 человек имеют низкую степень информированности о работе, проводимой в группе по речевому развитию детей. 6 человек считают, что эта работа должна проводиться в более старшем возрасте. 15человек не проводят работу по совершенствованию речи ребёнка дома. Отсюда возникла необходимость провести работу с родителями по повышению их компетентности по данному вопросу.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило поиск новых форм работы.
2.2 Подготовительный этап
Основной целью этого этапа являлось определение содержания работы с использованием мнемотаблиц с соблюдением системности.
Задачи этапа:1. Изучить методическую литературу для определения эффективного средства по развитию связной речи у детей 5 года жизни.
2. Разработать систему направленных на развитие связной речи.
3. Создать единое образовательное пространство по решению поставленной задачи с родителями.
На данном этапе были изготовлены различные виды театра и макеты для показа настольного театра к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросёнка», оформлены альбомы с мнемотаблицами для пересказа сказок, картотека загадок по сказкам, пальчиковых игр. Дидактические игры «Лото сказок», «Узнай сказку по картинке», «Расскажи сказку по картинкам», «Разрезные картинки», «Из какой сказки персонаж?».
Для создания единого педагогического пространства и повышения компетенции родителей в вопросах речевого развития детей было организованно родительское собрание «Как говорят наши дети»: в родительском уголке была размещена информация: «Характеристика речи детей пятого года жизни».
2.3. Формирующий (основной) этап.
Задачи этапа:
- Провести работу по формированию умений у детей пересказывать небольшие сказки с помощью мнемотаблиц.
- Пополнять и активизировать словарь детей разнообразными сравнениями, эпитетами и др.
- Развивать речевые возможности детей.
Реализация основного этапа была условно разделена на два блока:
- знакомство со сказкой;
- пересказывание сказок с использованием мнемотаблиц.
Продукт:
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки перед детьми младшего возраста, Лэпбук «В сказку играем – речь развиваем», стенгазета для родителей «В сказку играем – речь развиваем»
Лэпбук для родителей.
Содержание работы в ДОУ и семье.
Название блоков основного этапа
Содержание работы в детском саду. Содержание работы с родителями.
1блок. «Знакомство со сказкой»
Задачи:
Перед обучением детей пересказыванию сказок, предварительно проводились дидактические игры: «Из какой сказки герой», «В какую сказку попал Колобок?», «Загадки». На данном этапе мы знакомили детей со сказками «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка». Читали сказки с использованием иллюстраций, а так же без них. Слушали сказки в аудиозаписи, таким образом у детей складывается определенная картинка и развивается воображение. Для закрепления знания содержания сказок загадывали и придумывали загадки. Также проводились беседы о животных и их характерных признаках, правильной интонации озвучивания персонажей (например лиса – хитрая, заяц – трусливый, волк – злой и т. д.). Показывали сказки с использованием различного вида театров: пальчиковый, настольный, кукольный, конусный и т. д.
Родители были привлечены к подбору иллюстративного материала к произведениям, изготовлению, совместно с детьми, плоскостных картинок с изображением персонажей.
2 блок.
«Пересказ сказки с использованием мнемотаблиц»
Задачи: формировать умение передавать содержание произведения, используя сравнительные эпитеты, образные выражения, встречающиеся в тексте. Работа в этом блоке началась c обучения детей пересказу знакомых произведений с использованием мнемотаблиц, в определенном порядке были предложены иллюстрации к произведениям, а затем модели к ним.
Родителям в данном блоке было предложено помочь детям в пересказывании знакомых сказок и рассказов. Проведены ряд бесед о том, насколько полезно для детей читать сказки и побуждать детей рассказывать родителям отрывки из сказок или проигрывать с игрушками
2.4 Заключительный.
Задачи: Определить эффективность проведенной работы.
Для определения эффективности разработанной системы по развитию связной речи была проведена контрольная диагностика.
Полученные результаты показали: 4 ребенка с высоким уровнем; 15 детей - имеют средний уровень развития связной речи; 6 детей - низкий уровень.
Дети с высоким уровнем развития связной речи пересказывают близко к авторскому тексту, используя выражения автора, с небольшой помощью взрослого.
Дети со средним уровнем развития пересказывают сказки, но образные выражения используют с подсказкой взрослого; составляют с помощью взрослого небольшие сказки. Активнее сопровождают свою деятельность речью. В свободное время дети самостоятельно разыгрывают любимые сказки.
У детей с низким уровнем отмечена положительная динамика. Речь стала более связной, выразительной, заметно обогатился словарный запас. Проявляют интерес к рассказыванию сказок.
Достижению устойчивых результатов способствовало тесное сотрудничество с родителями, использование различных форм работы с ними. Что и подтвердил анализ повторного анкетирования. Родители убедились в необходимости активного участия в развитии речи детей. Стали с интересом относиться к предлагаемым играм и во многих семьях появилась новая традиция – семейные театры.
Полученные результаты позволяют сделать вывод: использование мнемотаблиц позволило достичь успехов в развитии связной стороны речи детей.
2.5. Рефлексия.
Основываясь на полученных результатах, наблюдая положительную динамику развитии связной речи планируем:
- использовать и в дальнейшем мнемотехнику в работе с детьми;
- продолжать пополнять предметно-развивающую среду дидактическим материалом для развития речи детей;
- совершенствовать работу по взаимодействию с родителями в разных формах: консультации, папки - передвижки, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях.