Ольга Рыбина
Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой
▼ Скачать +Заказ
Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня одним из ключевых ресурсов для национального развития, успешной конкуренции на мировом рынке становиться уровень культуры и образование населения.
Публикация «Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» размещена в разделах
В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей. Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности нравственном и эмоциональном воспитании.
Характерной особенностью детей 6-7 лет является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов, более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, расширяется активный словарный запас, дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Дошкольники с малых лет увлекаются компьютерными играми, со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искаженном виде показывают героев ранее любимых сказок, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи.
Под книжной культурой понимается исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги.
Книжная культура дошкольника-это осознанное отношение, чуткое восприятие и интерес ребенка к книге. Книжная культура, как наука о книге приобретает роль связующего звена, позволяет сохранить не только духовные традиции прошлого, но и обеспечить их адаптацию в современных условиях развития информационных технологий. Условие профессиональной деятельности воспитателя-это создание необходимой материально-технической базы.
Анализ практического опыта позволил выявить недостатки в результатах профессиональной деятельности, недостатки в основном процессе, недостатки в условиях профессиональной деятельности.
Таблица№1.
Недостатки в результатах профессиональной деятельности Недостатки в основном процессе Недостатки в условиях профессиональной деятельности
-не развит интерес к книжной культуре.
-не привит интерес к чтению детских произведений.
-у детей не достаточный уровень знаний о произведениях не только советских но и зарубежных писателей.
-не может высказывать свои мысли о поступках героев.
-не может отвечать на вопросы по содержанию произведения. -недостаточные знания в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ.
-низкий уровень самообразования воспитателя по данной проблеме.
-неумение воспитателя строить субъект-субъективные отношения воспитанниками и их родителями.
-недостаточное взаимодействие воспитателя с другими участниками педагогического процесса.
-преобладание в работе воспитателя учебной модели.
-отсутствие навыков прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности. -не достаточно дидактических игр по данной теме.
-недостаточное количество современных мультимедийных методических пособий для процесса внедрения ФГОС.
-в предметно-развивающей среде нет периодической сменяемости книжного фонда и исследовательскую активность детей.
-деятельность специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) по развитию речи не взаимосвязана с деятельностью воспитателя ДОУ по формированию книжной культуры, отсутствует интеграция образовательных областей.
-повышение квалификации на курсах профессиональной переподготовки, не реже, чем каждые три года.
-недостаточное участие в районных, окружных, региональных мероприятиях.
-недостаточное взаимодействие с социальными партнерами: библиотекой, детским объединением «Радуга».
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
-между необходимостью работы в ДОУ, как условия формирования интереса к книжной культуре у детей дошкольного возраста и отсутствие соответствующей программы и методических пособий, дидактического материала адаптированных к возрастным особенностям дошкольника.
-между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагога в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.
2. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Зная проблему, можно искать пути ее решения. Что бы искать пути, необходимо выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы.
Таблица№2.
Целевой ориентир Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. -развитие воображения. -ребенок обладает воображением, которое реализует в игре.
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. -владение устной речью, как средством общения.
-развитие речевого высказывания. -высказывает мнение о народных произведениях.
-активно участвует в театрализованной деятельности (основа русские народные сказки).
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, знаком с произведениями детской литературы. -формировать умение задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, любознательность. -ребенок интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает небольшие сказки.
3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему по при общению детей к книжной культуре.
При освоении ребенком образовательной области «Речевое развитие» педагогу необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования (пункт 1.4. ФГОСТ) :
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
-сотрудничество организации с семьей.
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Игровая деятельность:
-мультимедийная дидактическая игра: «Подружись с книгой», цель: формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.
-дидактические игры: «Найди свою книгу», «Мы в библиотеке», «Наведи порядок», цель: формирование представлений о библиотеке и профессии библиотекаря, формирование интереса и любви к книге, бережное отношение.
-сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжная больничка», «Типография», цель: формирование речевого взаимодействия с взрослыми, нравственно-эстетического мировоззрения, расширять знания детей о различных профессиях.
Коммуникативная деятельность:
-этические беседы: «Какие бывают книги?», «Для чего нужны умные книги?», «Как относиться к книгам?», цели: уточнить этические представление детей : к книгам надо относиться бережно, аккуратно.
-цикл познавательных занятий : «Знакомство с книгой», «Как рождается книга», «Знакомство с новыми друзьями», «Я посещаю библиотеку», цель: упражнять в образовании однокоренных слов.
Познавательно-исследовательская деятельность :
-просмотр познавательных видеороликов : «Как делают бумагу?», «Откуда пришла книга?», «Как Незнайка сочинял стихи».
-дидактические игры: «Путешествие в прошлое книги», цель: познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.
-экскурсия в библиотеку.
Восприятие художественной литературы фольклора: рассказывание, чтение, обсуждение программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; инсценирование произведений, игра-драматизации отрывков из сказок, разучивание стихотворений, цель: помочь понять содержание сказки, выразительно исполнять роль, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.)
Продуктивная деятельность: оригами, рисование, лепка, аппликация, художественный труд по мотивам знакомых стихотворений и сказок, на тему прочитанного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; организация выставок детских работ: «Путешествие по сказкам», «Мой любимый литературный герой», «Рисую иллюстрацию».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд: привлекать детей к поддержанию порядка в книжном уголке, совместная работа по ремонту книг.
Конструирование: оформление пригласительных билетов, информационных буклетов для родителей, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Библиотека».