Елена Лосевская
Система работы педагога по здоровьесбережению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы педагога по здоровьесбережению в старшей группе
Жизнь в современном обществе ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Важно научить каждого ребёнка бережно относиться к своему здоровью, сформировать у него потребность в самосохранении. В дошкольном возрасте необходимо заложить основы здорового образа жизни, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
Публикация «Система работы педагога по здоровьесбережению в старшей группе» размещена в разделах
Воспитание здорового ребёнка в ДОУ осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя следующие взаимосвязанные разделы:
•Создание условий для двигательной активности.
В группе создаются условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности. В соответствии с перспективным планированием и расписанием занятий проводятся занятия по физической культуре. Три раза в неделю воспитанники группы имеют возможность развивать свои физические способности на занятиях по дополнительному образованию в спортивно-оздоровительной группе детско-юношеской спортивной школы.
Каждое утро дети получают заряд бодрости и энергии во время утренней гимнастики и пробежки под девизом «Мы с пробежкой подружили и здоровье укрепили». Подвижные игры, упражнения на развитие равновесия, координации движений, ориентирования в пространстве позволяют укреплять физическое состояние, развивать двигательные и коммуникативные навыки, а также улучшают психологическую и эмоциональную устойчивость детей.
В спортивный уголок подбираются атрибуты, которые способствуют развитию различных групп мышц ног, рук, шеи и отвечают индивидуальным потребностям ребёнка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности и двигательной активности.
• Профилактическая работа.
Обеспечить эффективную оздоровительную работу можно только при условии сотрудничества медицины и педагогики. Эта работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы и мониторинга состояния воспитанников в разные периоды учебного года для того, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья дошкольников.
Тесный контакт педагогов, медицинских работников и родителей помогает осуществить контроль над формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей.
• Система закаливания.
Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закалённые дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха и давления, устойчивы, как к низким, так и высоким температурам воздуха и воды, влиянию ветра. У таких детей резко снижается заболеваемость, укрепляется иммунитет.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем с постоянно меняющейся внешней средой.
Однако, следует помнить главное требование: «Не навреди!». Поэтому воздушные ванны, летние обливания, полоскание горла и мытьё рук прохладной водой, босохождение и другие закаливающие процедуры применяются с осторожностью и учётом физического состояния каждого ребёнка.
• Здоровый образ жизни.
- Изучение опыта работы по теме «ЗОЖ» и понятия «Гигиеническая культура»;
- Внедрение форм и методов по системе «Азбука здоровья»;
- Соблюдение режима дня.
• Организация рационального питания.
Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней его жизни, а также от режима питания.
Будущее России – это дети, здоровье которых зависит от правильного и здорового питания. Поэтому мы стремимся использовать доступные формы работы с детьми по обучению правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья детей.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» – семья, детский сад, общественность.
В этой связи нам необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества с семьёй по вопросам здорового образа жизни. Педагог детского сада – не только воспитатель детей, но и партнер родителей.
Поэтому основное направление его деятельности – это содружество с родителями и творчество по вопросам организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
В ДОУ выполняются принципы рационального здорового питания:
• регулярность;
• разнообразие и полноценность;
• соблюдение режима питания;
• строгий контроль норм и качества продуктов питания;
• гигиена питания;
• индивидуальный подход к детям во время приема пищи.
• употребление лука и чеснока;
• ежедневный приём фруктов или витаминных соков;
• регулярное употребление кисломолочной продукции.
Со среднего дошкольного возраста дети осваивают нормы этикета. В сервировку столов для детей включены салфетки, вилки, ножи. Периодически проводятся беседы из серии «Азбука правильного питания».
В совместной работе по оздоровлению детей могут быть достигнуты следующие результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости.
2. Скоординированность действий педагогов, специалистов и родителей в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
3. Повышение активности и образовательного уровня родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
К сожалению, в настоящее время уровень физического состояния здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, более активное использование традиционных и внедрение новых технологий.
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
В систему работы педагогов старшей группы №2 включены следующие формы оздоровительной работы:
Динамические паузы, физкультминутки – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей, рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
Релаксация – организация успокаивающих, отвлекающих, снимающих напряжение упражнений в группе, в беседке, в сенсорной комнате, в зависимости от состояния детей и целей применения.
Гимнастика пальчиковая – проводится ежедневно, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любое удобное время.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, перед выходом на воздух, регулярное проветривание помещения.
Гимнастика после сна (гимнастика пробуждения) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин под стихотворный текст воспитателя.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей, часто воспитатель проводит по рекомендациям инструктора по физической культуре или музыкального руководителя согласно листам взаимодействия и индивидуальным картам развития.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, различные способы хождения, босохождение по «дорожкам здоровья», рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Проблемно-игровые игротреннинги (игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1 раз в неделю, занятия состоят из нескольких частей, в них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой. театрализацией и др.
Самомассаж – различных частей тела в зависимости от поставленных педагогом целей, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, с валеологическими приёмами.
Упражнения психогимнастики – проводятся с целью развития основных психических процессов, снятия напряжённости, повышения уровня коммуникативности, эмоциональности, творческих способностей.
Познавательные мероприятия и досуги: беседы, «Уроки здоровья», викторины, конкурсы загадок, сюжетно-ролевые, словесные, развивающие игры и др.
Интересными и однозначно полезными стали занятия из курса психогимнастики, где каждый ребёнок развивает не только познавательные психические процессы, но и проявляет свои творческие, артистические способности, коммуникативность и эмоциональность.
Формы работы с родителями по программе «здоровьесбережения».
1. Изучение семей воспитанников, сбор информации о семейных традициях.
2. Родительские собрания с обсуждением вопросов здорового образа жизни.
3. Рекомендации по вопросам правильного питания, закаливания, укрепления осанки и др.
4. Совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия.
5. Организация походов и экскурсий для детей.
6. Изготовление инвентаря, поделок из бросового материала для физкультурного уголка.
7. Анкетирование, тесты.
8. Беседы с родителями.
9. Наглядная информация. Консультации.
10. Выставки работ в группе – детей, родителей, воспитателей.
11. Выступления родителей об активном отдыхе семьи, о своих увлечениях.
12. Подбор с помощью родителей: игротеки (игры и игрушки, библиотеки для детей, материалов для уголков здоровья.
13. Оснащение и озеленение уголков природы, участие в благоустройстве территории детского сада. Реализация проекта «Огород на подоконнике (витамины на окне)».
14. Использование РППС (физкультурного уголка) в организации мероприятий по укреплению здоровья воспитанников.