Нина Тенькаева
Система работы воспитателя по формированию представлений о времени в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детям в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Как объективная реальность времени очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, и дети сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть». (Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр и др.). Необходимо «показать» ребенку время, его единицы (минуты, час, сутки, неделю, месяц, год, его существенные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость, научить свободно оперировать этими понятиями, конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни».
Публикация «Система работы воспитателя по формированию представлений о времени в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
Осознавая важность проблемы, считаем, что ознакомление детей с единицами измерения должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени.
Данная система адаптирована в нашем ДОУ с 2011года. В его основу положен опыт работы дошкольного учреждения №62 «Золотая рыбка» г. Балаково. В результате данной работы мы увидели, что детям доступно установление последовательности событий во времени, если регулярно проводить занятия, не упускать каждого момента и связывать действия человека с временными интервалами. Дошкольники живо интересуются календарем, когда используется красочные иллюстрации с изображением месяцев в разных костюмах. Использование различного красочного, нестандартного дидактического материала помогает детям научиться определять и запоминать названия дней недели и месяцев. Наиболее доступным для установления временных отношений являются знакомый детям материал, о котором у них есть определенный запас знаний.
Полученные за год положительные результаты убеждают нас в том, что данная система работы позволяет сформировать у детей не только познавательную активность, но и творческое начало. Дошкольники начинают использовать полученные знания при создании творческих рисунков и сказочных текстов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Венгер Л. А, Мухина В. С. Психология. – М. : Просвещение, 2001. – 336с.
2. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. – Ульяновск: ГПО «Печатный двор»,1999. – 32с.
3. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1977. – с. 173