Татьяна Филиппова
Система работы педагога ДОО по развитию произвольности старших дошкольников в рамках образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы педагога ДОО по развитию произвольности старших дошкольников в рамках образовательных областей.
МБДОУ «Макушинский детский сад «Солнечный», филиал ясли – сад «Сказка»
Воспитатель Филиппова Т. Б.
Система работы педагога ДОО по развитию произвольности старших дошкольников в рамках образовательных областей.
Познавательное развитие.
Темочки:
«Отношение ребенка к действительности с самого начала – социальное отношение. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом. Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку.
Чтобы подражать и познавать, надо иметь какую-то возможность перехода от того, что я умею, к тому, чего я не умею».
Цитата психолога Льва Выготского
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира.
Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Поскольку главная деятельность дошкольника - это игра, то первым шагом на пути к формированию произвольного поведения может стать совместная со взрослым игра. Но чаще всего это игра не предметная и даже не ролевая, а игра с правилом.
В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.
Действуя по правилу, ребенок ведет себя произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле ребенка, поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна. Влияние игр с правилами на развитие произвольного поведения дошкольников выражается в осознании и овладении правилами действий. Первоначально включение детей в игру происходит непосредственно и эмоционально. Их привлекает возможность общения со взрослыми, игровой материал и просто двигательная активность. На этом этапе взрослый обращает внимание детей на правило игры, подсказывает, что и когда следует делать.
Основная задача педагога в развитии произвольного поведения - научить ребёнка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. Игры должны содержать в себе большие возможности для развития у детей приёмов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребёнок имеет возможность сопоставить учебные действия и их конечный результат с заданным образом.
При организации работы с детьми по формированию произвольности и саморегуляции акцент должен делаться на следующих умениях ребё нка:
-концентрировать внимание;
-доводить начатое до конца;
-контролировать свои движения;
-снимать мышечное напряжение;
-контролировать свои эмоциональные проявления;
-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Игры на формирование произвольного поведения проводятся при соблюдении некоторых, но считаю, что очень важных, на мой взгляд условий:
Участие в игре взрослого -Для развития произвольного поведения ребенка обязательным является общение со взрослым. Участие в игре взрослого, не только как организатора, но и как активного участника игры.
Участие группы детей -Игровые действия должны осуществляются совместно с другими детьми. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.
Самоуправление -Сам ребенок никогда не сможет научиться управлять собой. Более того, он не почувствует необходимости в этом.
Значение игр с правилами -Игры с правилами являются эффективным средством развития произвольного поведения.
Правило может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Но знание правила не всегда обеспечивают его выполнение.
Желание действовать -Чтобы правило было осознано, ребенок должен захотеть действовать «правильно».
Условия для правил -Важно не принуждать детей к выполнению игровых правил, а стремиться найти условия, способствующие их реализации.
Эмоциональная окрашенность игр - Все используемые игры должны быть эмоционально окрашенными и в формировании произвольного внимания могут быть использованы различные виды игр с правилами. Все они должны быть эмоционально окрашенными, обязаны содействовать воспитанию в детях волевых черт характера, активности, любознательности и целеустремленности содействовать воспитанию в детях волевых черт характера, активности, любознательности и целеустремленности
Роль дополнительной мотивировки -Введение дополнительной мотивировки, которая обеспечивала бы не только успешное усвоение ребенком правил игры, но и создавало бы ситуации, в которых ребенок сам мог устанавливать правила и контролировать их выполнение.
Характер игры -Условием, облегчающим детям выполнение игровых правил, является подвижный характер игры. В этом случае необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным.
-По возможности придавать игре сюжетно-образный характер, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.
Сначала правило выполняется в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним.
Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения – важный признак произвольного поведения.
Способности произвольной психорегуляции :
Двигательная сфера
Эмоциональная сфера
Сфера общения
Сфера поведения
Привожу игры на развитие произвольности по познавательному развитию :
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых
начинается со звука «А», «К»…». Кто больше назовет, тот и выиграл.
4.«Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т.
д.
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч
ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
5.«Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его
должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни –
га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю
«Назови фрукта с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте фрукты, название которых начинается со звука «А», «К»…».
Кто больше назовет, тот и выиграл.
«Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку.
Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
«Добавь слог – получится слово».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его, должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га, ки – … Дополнивший слово бросает мяч воспитателю
«Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в
правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу,
потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег
потому, что наступила…
«Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я купила красивое платье, потому что…», «Малышам одели фартуки, потому что…», «Идет проливной дождь, потому что наступила…»
Художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка, оно влияет на познание нравственной стороны, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями).
Художественно-эстетическое воспитание детей это целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей.
При проведении занятий могут быть использованы элементы арт-терапии. Дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От «лица» (птиц, деревьев, животных) рассказывают о своих чувствах, переживаниях, этот приём позволит ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь повлияет на качество передачи образов при рисовании.
Суверена в том, что свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценить ребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь. Работы ребят используются для украшения интерьера групповых комнат и помещений учреждения.
В группах необходимо оформлять выставки народно – прикладного искусства и детских поделок. Иметь в наличии предметы декоративно – прикладного искусства, (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров, а также необходимый художественных материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования.
Думаю, что успешное решение задач художественно-эстетического развития возможно при использовании метода поощрения, поэтому в ходе бесед педагоги напоминают родителям, что нельзя смеяться над детскими рисунками, поделками, даже если они еще далеки от совершенства, следует поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки».
Привожу игры на развитие произвольности по художественно – эстетическому развитию :
«Подбери узор»
Цель: закрепить знание элементов народной росписи.
Материалы: карточки с вырезанными силуэтами барышень и барина; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.
Ход игры: Детям предлагается путем наложения подобрать платья и головные уборы для барышень, рубахи, штаны, тулупы, кафтаны, шапки для барина или подобрать узор для посуды, игрушек и т. д.
«Угадай на что похоже»
Цель: развивать творческое воображение.
Материалы: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.
Ход игры: Педагог предлагает детям постараться увидеть образ в кусочке ткани, дорисовать и описать.
«Фигурки из цветной пряжи»
Цель: развивать понимание причинно-следственных связей; образное мышление, фантазию и творческие способности, общую моторику.
Материалы: проволока разного цвета.
Ход игры: Педагог показывает, как можно загибать, закручивать, соединять проволоку, а затем предлагает детям изобразить животного, человека, букву, цифру, здание, цветы и т. д.
Можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью, цветник и т. д.
«Собери пейзаж по временам года»
Цель: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Материалы: картинки с изображением предметов в различное время года, а также несколько плоскостей с изображением различных времен года.
Ход игры: Детям предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима, а также подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний и воображений построить правильную композицию.
«Дорисуй узор»
Цель: развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.
Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узора. Детям предложено продлить узор дальше и раскрасить.
Считаю, что внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Но полностью усвоить все это человек не способен, а ребенок тем более. Поэтому требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. И чтобы ребенок овладел ею, надо вырабатывать у него внимание и самостоятельность в выражениях его мыслей.