Наталья Прохорова
Система подготовки к школе дошкольников с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Система подготовки к школе дошкольников с дизартрией
(Слайд1.) В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями начального школьного обучения. (Слайд 2.) Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма - дисграфия. Письмо является «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором строится практически все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку.
Публикация «Система подготовки к школе дошкольников с дизартрией» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дизартрия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
В последние годы значительно возросло количество детей с дизартрией. У детей наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи). Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной речи находят отображение в письме. Около 70% старших дошкольников, страдающих нарушениями речи, составляют группу риска по дисграфии.
Расстройства письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. При наличии органического повреждения головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия.
(Слайд3.) Основываясь на современных представлениях о сущности дисграфии, наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность определенных операций процесса письма. С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:
• артикуляторно-акустическая дисграфия
• дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания
• дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
• аграмматическаядисграфия
• оптическая дисграфия
Однако у большинства детей дисграфия является смешанной.
Коррекционная работа по предупреждению разных видов дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.
(Слайд4.) Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления дисграфии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения и могут быть вполне отчетливо выявлены, а, следовательно, и скоррегированы специалистами. Эффективнее проводить коррекционную работу по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.
Изучая особенности формирования речевой деятельности у детей с нарушениями речи, учеными выявлено, что большинство детей старшей и подготовительной группы детского сада имеют предрасположенность к тому или иному виду дисграфии.
В их письменной речи могут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности словаря.
Предупреждение дисграфии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в детском саду.
(Слайд5.) Артикуляторно-акустическая дисграфия. Возрастное или физиологическое косноязычие свойственно всем детям. Но оно обязательно должно исчезнуть не позднее пяти лет. Если же оно задерживается, то это уже патология, являющаяся несомненным предшественником возникновения артикуляторно-акустической дисграфии. Все звуковые замены должны быть устранены до начала обучения грамоте.
(Слайд6.) Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с раннего возраста: покажи картинку (названия картинок отличаются друг от друга только одним звуком, например: крыса – крыша, мышка – мишка, коза – коса).
Программа детского сада предусматривает занятия по звуковой культуре речи, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшей и подготовительной группах проводятся специальные занятия по дифференциации звуков, дающие детям необходимые навыки. В логопедических группах развитию фонематического слуха отводится особое внимание: и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях. Сначала дети приучаются дифференцировать резко различающиеся звуки, например, гласные. Затем всё более и более сложные в этом отношении пары. (Слайд7.) Уточняется артикуляция каждого звука. Опора на зрительные, тактильные ощущения позволяет детям компенсировать своё «слабое» слуховое звено, по крайней мере, временно. Карточки – символы звуков не только дают зрительную опору, но превращают занятие в увлекательную игру. Например: Ж – жук, З – комар (жук жужжит со звуком ж, комар звенит со звуком з). Далее играем в комара и жука. Дети определяют, чья звучит песенка. Усложняя задание, я умышленно исключаю зрительное восприятие положения своих губ детьми (закрываю рот листом бумаги, экраном, отворачиваясь от детей и т. п.). Иногда требуется многократное повторение и разнообразие аналогичных игр прежде, чем ухо ребёнка «настроится» на «дифференцировочную работу». Однако ещё сложнее научить ребёнка «чувствовать» эти звуки в составе слова.
(Слайд8.) Проводятся систематические, постоянно усложняющиеся упражнения:
Хлопни в ладоши (покажи соответствующую картинку – символ, а позднее – букву, если услышишь нужный звук в слове.
Разложи картинки на две группы («Подарки для Кролика и Хомяка (к-х)», «Магазин (б-п)», «День рождения Димы и Тимы (д-т)», «Собираем урожай (р-рь)»)
(Слайд9.) В подготовительной группе : «Вставь пропущенную букву в слово»; «Запиши слова в два столбика»; «Исправь ошибки Незнайки».
(Слайд10.) Дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза. Обучение письму на русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложений должен уметь выделять в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Ребёнок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова при этом искажаются до полной неузнаваемости. Работа начинается с того, что дети в ходе практических упражнений, игр знакомятся с понятиями: «слово», «предложение», «звук», «слог» (со временем эти понятия уточняются, расширяются, конкретизируются).
Упражнения в анализе предложения на слова: (Слайд11.)
1. Понятие «слово». Знакомство со схемами слов (полоска бумаги). Определяем количество слов, названных логопедом. Называем заданное педагогом количество слов.
2. Понятие «предложение» (в предложении слова дружат друг с другом и помогают о чём-то узнать). Дифференцируем «слово» – «предложение».
3. Определяем количество слов в предложении и их последовательность (работаем со схемами предложения). Правила: первое слово в предложении пишется с большой буквы, между словами в предложении – «окошечки», в конце предложения – точка.
(Слайд 12,13)
4. Составляем предложения по сюжетным картинкам, с определёнными словами.
5. Отдельное направление – работа с предлогами («маленькими словами»). (Слайд 14) Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Смысловое значение каждого предлога объясняется детям на реальных предметах, на картинках, отрабатывается с помощью схем. Наиболее интересно эта работа проходит при изучении тем: «Мебель», «Посуда», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт».
(Слайд 15)
7. Составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, парке, в, играют). Работа с деформированными текстами в устной и письменной работах.
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. (Слайд 16)
1. Деление слов на слоги. Отхлопываем слова. Определяем количество слогов в слове и их последовательность. (Используя игру «Паровоз», селим слова в соответствующие вагончики в зависимости от количества слогов).
2. Придумываем слова с определённым количеством слогов.
3. Группируем картинки по количеству слогов в их названиях.
Используя эту же игру «Паровоз», учимся определять ударный звук. (Слайд 17) Предлагаем ребенку позвать слово из уезжающего вагончика, а вагончик уехал уже далеко, потому позвать слово надо громко.
(Слайд 18)
4. Составляем слова из слогов, данных вразбивку, распутываем «запутанные» слова (мо-са-кат, ток-ло-мо и т. п.).
5. Переставляем слоги в слове для получения нового слова (сосна – насос, камыш – мышка, банка – кабан).
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов. (Слайд 19)
1. Выделение звука из начала и конца слова.
2. Определение позиции звука в слове.
3. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Слайд 20)
4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произносимых звуков.
5. Образование нового слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой (дом – сом, лом, ком, том).
(Слайд 21)
6. Составление слов из первых звуков названий ряда картинок («Разведчики»).
7. Образование из букв данного слова возможно большего количества новых слов.
Используя данные упражнения в работе с детьми, я ставила своей целью профилактику артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Кроме того, в результате целенаправленной, систематической и планомерной работы у дошкольников формируются навыки учебной деятельности, повышается уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление; улучшаются память и речь; совершенствуются пространственные представления; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Свое выступление я хочу закончить словами китайской пословицы: «Расскажи- и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».