юлия дунаева
Система непрерывных наблюдений за природными объектами весной. Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Система непрерывных наблюдений за природными объектами весной.
Н а б л ю д е н и е 1.
Т е м а: наблюдение за продолжительностью дня.
Цель: ознакомление с тем, что весной день удлиняется, а ночь укорачивается; становится теплее и вся природа пробуждается.
Высказывание суждений о изменении продолжительности дня и влияния на жизнь растений и животных, и фиксировать в модели продолжительность дня.
Публикация «Система непрерывных наблюдений за природными объектами весной, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: модель, осенний, зимний, весенний, изменяется, укорачивается.
Материал: карандаши, бумага, модели.
Формы работы:
1. Художественное слово: "К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
и сугробы тают
Под ее ногами”.
2. Вопросы: Как же шагает весна? Какие изменения в природе вы заметили? От чего это все зависит?
3. Напоминание - о том, что наблюдали осенью и зимой за продолжительностью дня, день к зиме становится короче, а зимой был очень короткий.
4. Рассматривание осенней и зимней модели продолжительности дня. Вопросы: В какое время дня вставало солнце в начале осени? /во время прихода в д/сад/. А когда садится? /когда шли домой/. А что стало в конце осени? /день стал короче/. А зимой остался таким же или стал удлиняться?
5. Рассказ воспитателя о том, что весной день удлиняется, поэтому становится и светлее, и теплее, солнце дольше светит и греет.
6. Зарисовки в дневнике наблюдений, составление модели продолжительности дня: Вспомните, когда вчера село солнышко? /когда пришли домой/. А когда сегодня встало? /когда шли в детский сад/. Нарисуем над этими картинками солнце и соединим красной линией. Длиннее весенний день зимнего? Можно это увидеть?
7. Эвристическая беседа - Как вы думаете, будет ли день дальше удлинятся, или укорачиваться? Почему? Как догадались?
8. Подведение итога: чтобы увидеть, как изменяется день, мы будем делать зарисовки и продолжать составление модели.
Н а б л ю д е н и е 2.
Т е м а: наблюдение за облаками.
Цель: ознакомление детей с тем, что облака это много маленьких капелек воды в воздухе; облака отличаются по внешнему виду - кучевые облака, они появляются весной и перистые, они появляются летом. Побуждать детей делать выводы о связи состояния погоды и наличия облаков: ясно - облаков нет или мало; пасмурно - облака застилают небо (тучи).
Словарная работа: кучевые, перистые, ясно, пасмурно, прозрачные.
Материал: игровой персонаж Облачко.
Формы работы:
1. Игровая ситуация: -Облако жалуется, что отстало от своих друзей, подружек, не может их найти.
2. Задание, вопросы - Найдите облака. Где их можно найти? Что вы видите на небе? Много облаков иди мало? Какого они цвета? Какие они, если б мы смогли их потрогать? Они прозрачные или нет? Облака высоко или низко? Сегодня ясно или пасмурно?
3. Пояснение: если на небе облака пышные, как снежные сугробы, т. е. как снежные кучи, то такие облака называются кучевыми! А если они расплылись по небу тонкими, легкими, словно лебедиными перьями, то их называют перистыми.
4. Показ иллюстраций с различными видами облаков. Вопросы: Какие облака на небе сейчас? А на картине?
5. Рассказ воспитателя от лица облачка: «Я тихое легкое, мягкое, нежное. А знаете почему? Потому что я из маленьких капелек воды. Поэтому я такое легкое, воздушное. Я летаю по небу вместе со своими подружками, другими тучками. Нас гонит ветер, куда он подует, туда мы и летим».
6. Художественное слово: «Облака - белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки,
Не смотрите вы, пожалуйста с высока,
А по небу прокатите нас, облака».
7. Задание - найдите облака, похожие на что-то.
8. Итог - Сегодня Облако помогло нам узнать, что облака бывают перистые, кучевые, высоко или низко на небе. Облака - это много самых маленьких капелек воды и гоняет их по небу ветер.
Наблюдение 3
Тема: наблюдение за солнцем и тенью.
Цель: уточнить представление о том, что в солнечный день все предметы нагреваются. Ознакомление с тем, что в солнечный день от различных предметов бывает тень, от различных предметов - она разная, она повторяет силуэты этих предметов.
Словарная работа: лучи, тень, освещает, нагревает
Формы работы:
1. Художественное слово: "Среди поля голубого
Яркий свет огня большого
Не спеша огонь тот ходит
Землю-матушку обходит
Светит весело в оконце
Ну, конечно, это.. .(солнце)
2. Игровой прием: здороваемся с солнцем улыбаемся ему, находим для него красивые слова /яркое, теплое, горячее, ласковое, пылающее, огненное, согревающее, пламенное, светящее, жаркое, золотое/.
3. Вопросы: Почему мы говорим, что солнце горячее, огненное? В жаркий день куда мы прячемся от солнышка? Где светлее /теплее/ на солнце, или там где его нет?
4. Поисковые действия: что нагрело солнце? /одежду, скамейку, веранду и таз/.
5. Сравнивание и обследование: потрогать скамейку на солнце и в тени. Где скамейка больше нагрелась? На солнце или в тени? Почему? Почему солнце не нагрело другую
скамейку?
6. Обобщение: На солнце предметы нагреваются. В тени солнечные лучи не попадают и не нагревают предметы.
7. Поисковые действия: найди, где на участке есть тень? От каких предметов она? Как узнали?
8. Обобщение, тень всегда похожа на те предметы, которые солнце освещает.
9. Художественное слово: «Солнце, наше солнышко
Золотое донышко
Ласковым твоим теплом
Все мы греемся кругом.
Но зачем ты вечерами
Расставаться любишь с нами?
Отправляешься ко сну,
Оставляешь нам луну?
- Дети, я не лежебока.
Просто я спешу далека,
Чтоб улыбки зацвели!
На другом конце Земли!»
Наблюдение 4.
Тема: наблюдение за «Мать - и – мачехой».
Цель: уточнить представление детей о том, что весной появляются первые цветы – «мать-и-мачеха», ознакомление с отличительными особенностях цветка - желтого цвета, стебель покрыт маленькими теплыми, пушистыми чешуйками – листочками; том, что этот цветок - лекарственное растение.
Словарная работа: Мать-и-мачеха, лекарственное растение, чешуйки.
Материал : картинка- мать - и - мачеха с большими листьями.
Формы работы:
1. Художественное слово: "Только солнце припечет
Сразу на лужайке
Желтый маленький цветок,
Прорастает из ямки".
2. Вопросы: Что это? Почему появилась трава, цветы?
3. Рассматривание, вопросы: Что есть у цветка? Какого цвета цветки? Что на стебле? На что похожи маленькие листочки? Почему они теплые, пушистые?
4. Рассказ воспитателя о том, что мать - и - мачеха лекарственное растение, его листья, которые вырастают в мае, через месяц, их собирают, сушат и делают лекарство от кашля /отвары, микстуры/.
5. Показ картинки с пояснением - скоро желтые цветы повянут и у этих растений вырастут большие листья, с одной стороны, сверху, они будут гладкие, блестящие, холодные, как мачеха /как на этой картинке/, а на другой внизу, они будут пушистые и нежные, как мама. Отсюда и название мать - и -мачеха.
6. Итог: в природе очень много нужных и полезных растений, их надо знать и охранять.
Наблюдение 5.
Тема: наблюдение за бабочками
Цель: уточнить представление о том, что весной в связи с общим потеплением появляются насекомые, бабочки. Ознакомление с тем, что бабочек различают по окраске крыльев и называют по-разному; капустница - белая с черными пятнышками; лимонница - желтая, лимонного цвета; крапивница - разноцветная.
Словарная работа: лимонница, крапивница, капустница, порхает.
Материал: иллюстрации с изображением бабочек.
Формы работы:
1. Художественное слово: «Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел».
2. Наблюдение за полетом бабочки, пояснение её действий. Пригрело солнышко и разноцветные бабочки расправили свои крылья и запорхали на свежем воздухе. Среди них можно увидеть лимонницу, крапивницу, капустницу
3. Иллюстрированный показ бабочек. Вопросы: Какая - бабочка летает, на какую из них похожа? Что есть у бабочки? Сколько крыльев? Сколько ног? Чем отличаются бабочки друг от друга? Чем похожи? Почему их так называют?
4. Рассказ воспитателя: " Все бабочки похожи тем, что у них 4 крыла, 6 ног. Но отличаются они разной окраской крыльев. Крапивница - разноцветная бабочка, летает около крапивы, там откладывает яички из них появляются гусеницы, которые питаются листьями крапивы. Капустница летает около капусты, на её откладывает яички, из которых тоже появляются гусеницы. Лимонница откладывает яички на листья кустарника крушины.
5. Эвристическая беседа: Полезны ли бабочки?
6. Обобщение: Капустницу прогоняют с огорода, она вредна, её гусеницы едят капусту, а другие бабочки полезные, они опыляют растения.
7. Подведение итога: к бабочкам нужно относиться бережно, с ними на полянке или на лужайке весело.
Наблюдение 6.
Тема: наблюдение за муравьями.
Цель: представление о насекомых, появляющихся весной с наступлением
тепла. Ознакомление с тем, что муравьи - это насекомые, они не летают, у них 6 ног, хорошо бегают. Муравьи полезные насекомые - очищают участок от разных личинок, мусора; живут в муравейниках.
Словарная работа: муравейник, санитар леса
Материал: иллюстрации муравейника, муравьев.
Формы работы:
1. Загадка: "Мы лесные жители, мудрые строители
Очень дружно, всей артелью
Строим дом себе под елью”.
2. Рассматривание иллюстраций муравьев: Что есть? Сколько ног у муравья? Какого цвета муравьи? Почему он коричневого цвета? Как вы думаете, они быстро бегают?
3. Обобщение воспитателя: «Муравей - это насекомое, у него только нет крыльев, есть 6 ног, он хорошо бегает, коричневого цвета, его не заметно на земле”.
4. Рассказ воспитателя о том, что муравей - санитар леса, он очищает лес от мусора, от умерших насекомых. Муравьи очень маленькие, но живут дружно, вместе в большом муравейнике, который делают как гору из иголок сосны, травинок.
5. Загадки о муравье:
"Удивительно силен,
Не смотри, что мал
Ведь в лесу с друзьями он
Гору натаскал». Кто это?
6. Рассказ о том, что на участке муравьи живут в земле, строят в ней ходы, как в муравейнике, помогают друг другу, защищают свой дом.
7. Подведение итога: муравейники нигде нельзя разрушать, не надо обижать маленьких жителей леса, ведь это их дом.