Татьяна Петровна Иванова
Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
Публикация «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.
Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ки» - киска, мех, волосы.
Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.
Интересной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слогов (СГ). При отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.
Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.
Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом «Задержка речевого развития» стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Основные принципы построения системы коррекционных воздействий
Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.
При этом система предполагает общий средний тип формирования речевых навыков.
Работа по системе решает следующие задачи:
Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.
Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
г) развитие графических навыков.
Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год - 8 месяцев - работы с ребенком.
Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме.
Программа по воспитанию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, который вызывает логопед у ребенка.
Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи :
- Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.
- Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука.
- Формирование элементарной фразы из 2-3-х слогов, содержащих вызванный звук.
- Формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.
- Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах. Данная система работы достаточно эффективна и хорошо зарекомендовала себя в практическом использовании.
Развитие импрессивной речи
Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы.
Задачи
1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.
2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.
3. Расширить предикативный словарь.
4. Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа.
5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.
6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия.
7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов.
8. Соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов.
Понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день - ночь, сними - надень, завяжи - развяжи, впереди - сзади, маленький - большой.
9. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает —чистит, лежит - спит.
10. Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл - вымыла.
11. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу - вверху, далеко - близко.
12. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например, «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»).
13. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.
14. Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ.
15. Понимание прилагательных длинный - короткий, прямая - кривая.
16. Понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше.
Основное средство развития импрессивной речи - называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь малыша желательно, чтобы ребенок обследовал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.