Ярославна Комарцова
Система коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Первый год обучения.
Основные задачи:
1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совер-шенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и
полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до
конца.
3. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу и предложенному плану, связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
Публикация «Система коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомой сказки и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
5. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
6. Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
I период (сентябрь- ноябрь)
1. Дать представление о понятиях: «речь», «слово», «предложение».
2. Составление простых предложений по сюжетной картинке при помощи наводящих вопросов.
3. Составление простых предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.
4. Формирование предложений: из трё х слов по схеме: именительный падеж существительного + глагол +дополнение; из четырё х слов по схеме: именительный падеж существительного + глагол + два дополнительных слова.
5. Формирование предложений с однородными прилагательными, глаголами, существительными.
6. Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а»
7. Составление описательного рассказа с опорой на картинку.
8. Составление описательного рассказа по предложенному логопедом образцу описания.
9. Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.
10. Пересказ текста с помощью наводящих вопросов.
11. Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения).
12. Пересказ тексов «Цепной структуры».
13. Заучивание наизусть потешек, небольших рассказов, сказок, стихотворений, небольших диалогов.
Лексические темы: «Дружат мальчики и девочки», «Детский сад. Профессии», «Осень. Деревья», «Овощи. Огород.», «Фрукты. Сад», «Откуда хлеб пришёл.», «Лес. Грибы. Ягоды», «Моя малая родина», «Перелётные птицы», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Посуда».
II период (декабрь-февраль)
1. Составление предложений с однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями.
2. Составление предложений с глаголами с различными приставками, с глаголами совершенного и несовершенного вида.
3. Преобразование деформированного предложения с опорой на картинки
4. Составление предложений по схеме с предлогами и без предлогов.
5. Распространение предложений путём добавления слов.
6. Составление описательных рассказов по модели.
7. Пересказ текстов без помощи вопросов.
8. Пересказ коротких рассказов, где предложения даются с нарушенной последовательностью с опорой на картинки.
9. Составление рассказов из личного опыта по аналогии с услышанным.
Лексические темы: «Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год», «Зимние забавы», «Транспорт», «ПДД», «Мебель», «Профессии. Инструменты», «Защитники отечества», «Стройка. Профессии».
III период (март- май)
1. Составление предложений, по опорным словам, по схеме.
2. Обучение детей выражать одну и туже мысль различными синтаксическими конструкциями.
3. Учить детей правильному употреблению предлогов.
4. Самостоятельное составление вопросов по прочитанному тексту.
5. Составление предложений на определенную тему, распространение предложений и объединение их в короткий рассказ.
6. Составление описательного рассказа по демонстрируемым действиям, по описанию предмета.
7. Обучение рассказу по картинке с дополнительными заданиями: придумай заголовок, начало рассказа, его концовку.
8. Обучение рассказу по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями: придумай заголовок, начало рассказа, его концовку.
9. Составление рассказов на основе личного опыта.
Лексические темы: «Весна. Мамин праздник. Первоцветы», «Семья», «Весна. Прилёт птиц», «Животный мир морей и океанов, речные и аквариумные рыбы», «Животные жарких стран. Животные севера», «Космос», «Человек», «Наше здоровье», «День победы», «Насекомые».
Второй год обучения.
Основные задачи:
1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.
4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших текстов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.
I период (сентябрь- ноябрь)
1. Развивать умение составлять простые и сложные предложения.
2. Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а».
3. Учить правильно строить простые и сложноподчиненные предложения с союзом «потому- что».
4. Составление описательного рассказа с опорой на схему, по опорным картинкам
5. Учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин.
6. Учить детей составлять рассказ из 5-6 предложений по серии сюжетных картинок, с использованием опорных картинок- схематических предметов, соответствующих ходу сюжета.
7. Совершенствовать умение детей пересказывать короткий текст близко к содержанию, используя опорные картинки.
8. Учить пересказывать рассказ близко к тексту, опираясь на модели, выдерживая последовательности и логическую завершённость рассказа.
9. Заучивание наизусть небольших диалогов.
10. Закрепление умения детей понимать интонацию (повествовательную, вопросительную, восклицательную, улавливать ее оттенки, оределять конец предложения.
Лексические темы: «Дружат мальчики и девочки», «Детский сад. Профессии», «Осень. Деревья», «Овощи. Труд людей на полях.», «Фрукты. Труд людей в садах.», «Откуда хлеб пришёл.», «Лес. Грибы. Ягоды», «Мой город. Моя страна», «Перелётные птицы», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Посуда».
II период (декабрь-февраль)
1. Совершенствовать умение детей составлять простые предложения с однокоренными членами и сложноподчиненные предложения с союзом потому что.
2. Формирование умения объединять отдельные высказывания путем распространения предложений с помощью вопросов.
3. Составление предложений со словами: сначала, потом, поэтому, потому что, чтобы.
4. Преобразование деформированного предложения без опоры на наглядность.
5. Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи и вопросов логопеда. Закреплять умение выделять начало, середину и конец рассказа. Передавать содержание рассказа опираясь на схемы.
6. Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану.
7. Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, выдерживая последовательность и логическую завершённость каждой, домысливая предшествующие и последующие события.
8. Совершенствование разговорной речи. Обучение вести несложный диалог, сначала на коротких диалогических текстах, затем в свободных диалогах на заданную тему.
9. Составление рассказа с опорой на личный опыт ребёнка.
Лексические темы: «Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные зимой», «Новый год», «Народная культура и традиции», «Зимние забавы», «Транспорт. ПДД», «Мебель», «Профессии. Инструменты», «Защитники отечества», «Стройка. Профессии».
III период (март- май)
1. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, цели.
2. Совершенствование в составлении предложений с разными глаголами, приставками по демонстрируемым действиям. Правильное употребление предлогов: «в-из», «к-от», «над- под», «из», «перед», «возле», «около».
3. Учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.
4. Составление связных рассказов по серии сюжетных картин с опорой на модели и план логопеда.
5. Формировать умение пересказывать короткие и длинные литературные тексты близко к содержанию, опираясь на опорные картинки.
6. Совершенствовать умение составлять рассказ по картинке с дополнительными заданиями: придумай заголовок, закончи рассказ, придумай начало.
7. Совершенствовать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями: придумай заголовок, закончи рассказ, придумай начало.
8. Пересказ текстов с опорой на знания, умения детей, выражение мыслей связанно и последовательно, использование наиболее употребительных слов или слов- штампов.
9. Совершенствование разговорной речи в виде диалога.
10. Совершенствование интонационно- смысловой выразительности при чтении стихов, загадок, сказок, рнассказов.
Лексические темы: «Семья. Мамин праздник.», «Весна в природе», «Животные жарких стран. Животные севера», «Животный мир морей и океанов, речные и аквариумные рыбы», «Космос», «Наша Родина- Россия. Столица Родины- Москва», «Человек», «Наше здоровье», «Насекомые Полевые и садовые цветы», «День победы».