Ольга Дерина
Синквейн как средство развития речи
«Синквейн как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста»
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой,
из которой рано или поздно возгорится пламя
творческого поиска»
В. Шаталов.
Введение
Актуальность.
Публикация «Синквейн как средство развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. В России вводятся стандарты нового поколения. С 1 января 2014 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования.
Дошкольное звено образования – важный и неотъемлемый этап развития личности. Ни для кого не секрет, что одним из важнейших факторов развития человека является речь. Речь – это сложная психическая функция, которая формируется постепенно. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования.
Проблема. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Идея работы. Реализация инновационной технологии - синквейн для эффективного развития связной речи ребенка.
Цель: Научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.
Основная задача синквейна – научиться мыслить логично кратко и понятно выражать свои мысли.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Перед педагогами дошкольниками встаёт много задач:
- сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во
взрослую жизнь, в школу;
- научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
- научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения;
- вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях.
Инновационность данной технологии состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Практическая значимость. Материал может быть полезен для работы в дошкольных учреждениях, воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Ожидаемые результаты.
- открытие новых творческих интеллектуальных возможностей;
- обогащение и актуализация словарного запаса;
- развитие речи, памяти, внимания, мышления;
- воспитание положительных личностных качеств;
Структура. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения.
Деятельность по реализации использования инновационных технологий по развитию связной речи дошкольников осуществляется в соответствии со следующими законодательными и нормативно-правовыми актами:
1) Конституция Российской Федерации, ст. 28;
2) Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. №273- ФЗ;
3) ФГОС дошкольного общего образования;
4) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011г.
5) Устав Структурного подразделения «Детский сад № 9 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района.
1. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса.
Наши дети должны научиться, не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться, не просто слушать, а слышать. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различны нарушения.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.
Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации. При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:
- изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи;
- знания о предложении;
- умение соблюдать интонацию;
- расставлять знаки препинания,
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,
внимание, мышление
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово – действия, слово-признак. Согласовывать слова в предложении.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн – получается у всех! Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
2. Правила составления синквейна
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.
Пример синквейна на тему «Зима»:
1. Зима.
2. Снежная, морозная.
3. Наступает, радует, приходит.
4. Моё любимое время года.
5. Снег.
3. Содержание работы над технологией синквейн
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В среднем и старшем
дошкольном возрасте. Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!
Осень
Серая, холодная
Дождит, шумит, прячет.
Люди смотрят в окна.
Грусть, тоска, сырость!
Ель
Душистая, чудесная.
Растет, веселит, радует.
Я люблю зимнюю ель.
Зима, новый год, детство.
Кукла
Красивая, любимая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Машина
Быстрая, мощная.
Едет, обгоняет, тормозит.
Я люблю кататься.
Транспорт.
Дождь
Мокрый, холодный.
Капает, стучит, льётся
Я не люблю дождь
Вода
Заяц
Белый, пушистый.
Скачет, прячется, боится
Я жалею зайца.
Дикие животные.
Наша группа
Весёлая, дружная.
Учимся, играем, танцуем.
Наш любимый детский сад.
Мы — дружные ребята!
Котёнок
Чёрненький, пушистенький.
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное.
Дом
Большой, красивый.
Защищает, греет.
Нужен всем людям
Убежище.
Арбуз
Круглый, вкусный.
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето.
Дети
Любимые, ласковые.
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье.
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
Семья. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)
Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Мой дом! Любимая. Родная).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Предложить детям найти различное и общее в строках, обратить внимание не только на содержание, а и на построение стихов, пересчитать количество строк и слов в каждой строке.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами.
Для детей средней и старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем или можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
Работу по составлению синквейна можно проводить как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов, они соответствуют перспективному плану проведения занятий.
Синквейн с точки зрения педагогики.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Практика доказывает, что сочинение синквейнов - источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых!
Простота построения.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Формирование аналитических способностей.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Вариативность.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
4. Выводы:
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе в той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей и служит средством оптимизации учебного процесса.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!
5. Эффективность и значимость технологии «синквейн».
- Его простота. Синквейн могут составить все.
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Синквейн для дошкольников – это:
- средство творческого самовыражения ребёнка;
- игровой способ обогащения словарного запаса;
- подготовка к краткому пересказу;
- владение понятиями: слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;
- умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
- увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.
5. Результатами деятельности в организации и реализации технологии синквейн являются:
1) Положительная динамика уровня развития речи;
2) Повышение познавательного интереса воспитанников;
3) Проявление положительного интереса к игровой деятельности;
4) Умение удивляться, любоваться, наслаждаться красотой окружающего мира;
Заключение
Через организацию и реализацию технологии синквейн необходимо обеспечивать и создавать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием технологии синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.
Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни и другое.
Используемые источники: интернет ресурсы.