юлия карикова
Рассказывание, как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается проблема недостаточного общения дошкольников, в связи с ограниченным запасом слов. Автор характеризует возможные направления работы и создание условий для развития речи дошкольников.
Ключевые слова: речевые навыки, общение, рассказывание.
Публикация «Рассказывание, как средство развития речи» размещена в разделах
За 15 лет педагогической работы мне приходилось воспитывать многих детей с различными способностями, речевыми навыками, умениями. Дети, с которым я работала в начале прошлого года, поражали и огорчали меня ограниченным запасом слов, неумением связно рассказывать, неправильным произношением звуков. Вне занятий дети были крикливы, но в процессе занятий их трудно было вызвать на разговор.
Дети с удовольствием, внимательно слушали сказки, рассказы, которые я им рассказывала, но сами рассказывать отказывались под разными предлогами. Анализируя их нежелание рассказывать, я сделала вывод, что причиной является застенчивость, вызываемая недостатками и ограниченностью словаря у одних детей и недостаточно развитой речью у других, мало внимательных, неусидчивых. Дети много времени проводят у компьютеров, сводя общение на «нет».
Я поставила перед собою задачу развить у детей любовь к рассказыванию. Этот интерес я возбудила подачей кукольного, теневого театра и другим иллюстративным материалом. Такие сказки, которые дети слушали много раз, в драматизированной форме с персонажами уделялось исключительное внимание. Я дала детям персонажей сказки для свободного пользования. Дети с увлечением играли, повторяя знакомую сказку, вспоминали последовательность действий. Интерес детей, подкреплённый их собственной активностью, дал хорошие результаты.
Основным средством развития детского рассказывания у меня была картина. К. Д. Ушинский в своих трудах неоднократно подчёркивал, что наглядность является основным принципом обучения речи в младшем возрасте.
Многие наши педагоги неправильно поступают, перегружая детей рассказыванием фактов, иногда целиком взятых из газет и журналов, и не подкрепляя рассказ наглядным материалом, картинкой. К. Д. Ушинский, критикуя такое отношение к делу, писал, что „голова детей набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными. Эти слова нам надо хорошо помнить.
Вторым необходимым принципом работы по развитию детского рассказывания, а отсюда и развития речи, я считаю повторность. Пословицу „повторение — мать ученья, которую мне внушили ещё с детства, я хорошо помню и применяю в своей практической работе с детьми: дети имели возможность внимательно рассматривать картинку, играли с персонажами кукольного, теневого и настольного театра.
И, наконец, третий принцип — упражнения путём отдельных вопросов и ответов детей, я считаю обязательным в работе по развитию связной логической речи. Вопрос воспитателя, связанный с непосредственно наблюдаемым предметом, вызывает работу памяти, воображения и далее — речь ребёнка. Задача состоит в том, чтобы мы, педагоги, зная особенности дошкольного возраста, умело упражняли ребёнка и не превращали деятельность в «сухой» урок, не связанный с эмоциональными переживаниями ребёнка.
Упражнения эти могут даваться в форме игры; иногда они проходили у меня с отдельными детьми в процессе рассматривания картинки, иногда целой группой. В проведении такого рода упражнений важна последовательность в постановке вопросов в связи с рассматриваемым предметом, картинкой.
Работу с картинками я организовала так. Вначале дети рассматривали картинку свободно, затем я помещала её в альбом, к которому дети могли обращаться неоднократно. Я добивалась, чтобы дети хорошо рассмотрели картинку, так как это развивает наблюдательность. Организуя деятельность по рассказыванию, я задавала примерно такие вопросы: „как назовём этих детей? (на картинке изображены дети, как зовут эту собачку? кто живёт в домике? и т. д) Эти вопросы помогали в развитии последовательного рассказа. Картинки для рассказывания я подбирала не только готовые, но и сама делала аппликации, рисовала картинки.
В виде наглядного пособия для рассказывания я использовала не только картинки, но и различные предметы, макеты, игрушки. Методика работы с ними была несложной: задавая детям соответствующие вопросы в процессе занятий или игры я упражняла их в узнавании предмета, его качества. Чаще всего это проходило в играх, свободной деятельности, по выбору с небольшой группой детей.
Эти игры проходили непринуждённо, вызывали речевую активность детей, желание назвать больше предметов. В упражнениях такого рода решающую роль играли предметные картинки. Я давала самые несложные предметные картинки и при помощи вопросов добивалась описания внешнего вида знакомых предметов, указания их качеств и способа употребления. Раздав детям картинки, я предлагала внимательно рассмотреть, что нарисовано на каждой картинке. Слово „внимательно» особенно подчёркиваю, обращаясь к таким детям, которые не любят сосредоточенно заниматься. «Внимательно посмотрели, а теперь подумайте, что можно рассказать про то, что нарисовано? Ребёнок, которому предстояло рассказывать, должен был встать и подойти ко мне. Учитывая, что мои дети в этом году должны перейти в школу, я предъявляла им требования, которые позже перешли в определё нные правила: при рассказывании встать; не перебивая, слушать товарища; отвечать полным ответом. Первые рассказы по моим вопросам у детей сводились к называнию предмета.
При повторении занятий с этими картинками дети давали короткие рассказы уже без моих вопросов. Более сложной формой, которую я применяла для развития связного логического рассказывания и последовательности в передаче, был рассказ по серии картинок, связанных общим содержанием. При составлении рассказа я обращала внимание детей на то, что прежде чем начать рассказ, они должны хорошо подумать, о чём будут рассказывать.
В дальнейшем я практиковала составление короткого несложного рассказа на определённую тему. Это уже более сложный вид занятий, связанный с непосредственным опытом ребёнка, его переживаниями. Придумывая рассказ, дети отталкивались от самого близкого, знакомого для них, и в рассказах детей начинает уже играть роль фантазия.
Наблюдая за своими детьми, я видела, что многим ид них мешает рассказывать ограниченный запас слов.
Поставив задачу увеличить словарь ребёнка, я при рассматривании картинок намечаю слова и выражения, без употребления которых детям не обойтись при передаче содержания картинки.
Предварительный просмотр картинки до рассказывания — ответственный момент, и его надо провести умело. Очень важно вызвать активность ребёнка, заставить его заметить детали картинки и в какой связи они находятся.
Во время рассказывания картинок я стремилась к тому, чтобы ребёнок от перечисления предметов перешёл к связному рассказу.
Применяла я и такие виды деятельности, как рассказывание по своему рисунку, пересказ знакомых сказок и рассказов, для чего подбирала короткие сюжетные рассказы. Рассказ я не читала, а рассказывала сама, объясняла непонятные детям слова. Помимо обычного ознакомления с непонятными словами путём объяснения их во время прогулок или в процессе рассказывания я иногда применяла и такой приё м: ставила вопросы, на которые дети должны дать ответы, употребив незнакомое слово. Первые рассказы детей по картинкам были несложны, — простое перечисление предметов и описание.
Желая ещё больше поднять интерес к рассказыванию, на одном из занятий я сказала детям: „Я буду записывать и читать хорошие рассказы вашим мамам. Они будут довольны, что их дети умеют хорошо рассказывать. Это также побудило детей к рассказыванию. Когда я показывала картинку и спрашивала: „Кто хочет рассказать? — поднималось много рук.
В итоге всей моей работы я добилась значительных результатов по рассказыванию. Стали рассказывать все дети, даже такие застенчивые. Их рассказы хотя и коротки, но более правильны по построению. У многих детей обогатился и расширился словарь, все они стали интересоваться рассказыванием.