Папки-передвижки

Рассказывание, как средство развития речи

юлия карикова
Рассказывание, как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы

В статье рассматривается проблема недостаточного общения дошкольников, в связи с ограниченным запасом слов. Автор характеризует возможные направления работы и создание условий для развития речи дошкольников.

Ключевые слова: речевые навыки, общение, рассказывание.

Публикация «Рассказывание, как средство развития речи» размещена в разделах

За 15 лет педагогической работы мне приходилось воспитывать многих детей с различными способностями, речевыми навыками, умениями. Дети, с которым я работала в начале прошлого года, поражали и огорчали меня ограниченным запасом слов, неумением связно рассказывать, неправильным произношением звуков. Вне занятий дети были крикливы, но в процессе занятий их трудно было вызвать на разговор.

Дети с удовольствием, внимательно слушали сказки, рассказы, которые я им рассказывала, но сами рассказывать отказывались под разными предлогами. Анализируя их нежелание рассказывать, я сделала вывод, что причиной является застенчивость, вызываемая недостатками и ограниченностью словаря у одних детей и недостаточно развитой речью у других, мало внимательных, неусидчивых. Дети много времени проводят у компьютеров, сводя общение на «нет».

Я поставила перед собою задачу развить у детей любовь к рассказыванию. Этот интерес я возбудила подачей кукольного, теневого театра и другим иллюстративным материалом. Такие сказки, которые дети слушали много раз, в драматизированной форме с персонажами уделялось исключительное внимание. Я дала детям персонажей сказки для свободного пользования. Дети с увлечением играли, повторяя знакомую сказку, вспоминали последовательность действий. Интерес детей, подкреплённый их собственной активностью, дал хорошие результаты.

Основным средством развития детского рассказывания у меня была картина. К. Д. Ушинский в своих трудах неоднократно подчёркивал, что наглядность является основным принципом обучения речи в младшем возрасте.

Многие наши педагоги неправильно поступают, перегружая детей рассказыванием фактов, иногда целиком взятых из газет и журналов, и не подкрепляя рассказ наглядным материалом, картинкой. К. Д. Ушинский, критикуя такое отношение к делу, писал, что „голова детей набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными. Эти слова нам надо хорошо помнить.

Вторым необходимым принципом работы по развитию детского рассказывания, а отсюда и развития речи, я считаю повторность. Пословицу „повторение — мать ученья, которую мне внушили ещё с детства, я хорошо помню и применяю в своей практической работе с детьми: дети имели возможность внимательно рассматривать картинку, играли с персонажами кукольного, теневого и настольного театра.

И, наконец, третий принцип — упражнения путём отдельных вопросов и ответов детей, я считаю обязательным в работе по развитию связной логической речи. Вопрос воспитателя, связанный с непосредственно наблюдаемым предметом, вызывает работу памяти, воображения и далее — речь ребёнка. Задача состоит в том, чтобы мы, педагоги, зная особенности дошкольного возраста, умело упражняли ребёнка и не превращали деятельность в «сухой» урок, не связанный с эмоциональными переживаниями ребёнка.

Упражнения эти могут даваться в форме игры; иногда они проходили у меня с отдельными детьми в процессе рассматривания картинки, иногда целой группой. В проведении такого рода упражнений важна последовательность в постановке вопросов в связи с рассматриваемым предметом, картинкой.

Работу с картинками я организовала так. Вначале дети рассматривали картинку свободно, затем я помещала её в альбом, к которому дети могли обращаться неоднократно. Я добивалась, чтобы дети хорошо рассмотрели картинку, так как это развивает наблюдательность. Организуя деятельность по рассказыванию, я задавала примерно такие вопросы: „как назовём этих детей? (на картинке изображены дети, как зовут эту собачку? кто живёт в домике? и т. д) Эти вопросы помогали в развитии последовательного рассказа. Картинки для рассказывания я подбирала не только готовые, но и сама делала аппликации, рисовала картинки.

В виде наглядного пособия для рассказывания я использовала не только картинки, но и различные предметы, макеты, игрушки. Методика работы с ними была несложной: задавая детям соответствующие вопросы в процессе занятий или игры я упражняла их в узнавании предмета, его качества. Чаще всего это проходило в играх, свободной деятельности, по выбору с небольшой группой детей.

Эти игры проходили непринуждённо, вызывали речевую активность детей, желание назвать больше предметов. В упражнениях такого рода решающую роль играли предметные картинки. Я давала самые несложные предметные картинки и при помощи вопросов добивалась описания внешнего вида знакомых предметов, указания их качеств и способа употребления. Раздав детям картинки, я предлагала внимательно рассмотреть, что нарисовано на каждой картинке. Слово „внимательно» особенно подчёркиваю, обращаясь к таким детям, которые не любят сосредоточенно заниматься. «Внимательно посмотрели, а теперь подумайте, что можно рассказать про то, что нарисовано? Ребёнок, которому предстояло рассказывать, должен был встать и подойти ко мне. Учитывая, что мои дети в этом году должны перейти в школу, я предъявляла им требования, которые позже перешли в определё нные правила: при рассказывании встать; не перебивая, слушать товарища; отвечать полным ответом. Первые рассказы по моим вопросам у детей сводились к называнию предмета.

При повторении занятий с этими картинками дети давали короткие рассказы уже без моих вопросов. Более сложной формой, которую я применяла для развития связного логического рассказывания и последовательности в передаче, был рассказ по серии картинок, связанных общим содержанием. При составлении рассказа я обращала внимание детей на то, что прежде чем начать рассказ, они должны хорошо подумать, о чём будут рассказывать.

В дальнейшем я практиковала составление короткого несложного рассказа на определённую тему. Это уже более сложный вид занятий, связанный с непосредственным опытом ребёнка, его переживаниями. Придумывая рассказ, дети отталкивались от самого близкого, знакомого для них, и в рассказах детей начинает уже играть роль фантазия.

Наблюдая за своими детьми, я видела, что многим ид них мешает рассказывать ограниченный запас слов.

Поставив задачу увеличить словарь ребёнка, я при рассматривании картинок намечаю слова и выражения, без употребления которых детям не обойтись при передаче содержания картинки.

Предварительный просмотр картинки до рассказывания — ответственный момент, и его надо провести умело. Очень важно вызвать активность ребёнка, заставить его заметить детали картинки и в какой связи они находятся.

Во время рассказывания картинок я стремилась к тому, чтобы ребёнок от перечисления предметов перешёл к связному рассказу.

Применяла я и такие виды деятельности, как рассказывание по своему рисунку, пересказ знакомых сказок и рассказов, для чего подбирала короткие сюжетные рассказы. Рассказ я не читала, а рассказывала сама, объясняла непонятные детям слова. Помимо обычного ознакомления с непонятными словами путём объяснения их во время прогулок или в процессе рассказывания я иногда применяла и такой приё м: ставила вопросы, на которые дети должны дать ответы, употребив незнакомое слово. Первые рассказы детей по картинкам были несложны, — простое перечисление предметов и описание.

Желая ещё больше поднять интерес к рассказыванию, на одном из занятий я сказала детям: „Я буду записывать и читать хорошие рассказы вашим мамам. Они будут довольны, что их дети умеют хорошо рассказывать. Это также побудило детей к рассказыванию. Когда я показывала картинку и спрашивала: „Кто хочет рассказать? — поднималось много рук.

В итоге всей моей работы я добилась значительных результатов по рассказыванию. Стали рассказывать все дети, даже такие застенчивые. Их рассказы хотя и коротки, но более правильны по построению. У многих детей обогатился и расширился словарь, все они стали интересоваться рассказыванием.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин,.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника Развитие речи детей дошкольного возраста одна из приоритетных задач в системе образования. Речь ребенка развивается постоянно - в быту,.

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче.

Пескография как средство развития речи дошкольников В условиях обновления содержания дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного подхода к организации развивающей.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Нетрадиционные формы как средство развития речи На современном этапе всеобщего развития детей, многие традиционные методы уже не эффективны, не исключением является и развитие речи. Педагогики.

Русские народные сказки как средство развития речи Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста Кузнецова Татьяна Владимировна.

Игра как средство развития речи дошкольников Игра как средство развития речи дошкольников. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника Вдовенко Лариса Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 9 «Рябинушка» г. Кстово, Нижегородской области, Россия ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассказывание, как средство развития речи
Опубликовано: 19 марта 2018 в 08:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рассказывание, как средство развития речи» (включая файлы) размещена пользователем юлия карикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД