Надежда Павловна Придатко
Синквейн как одна из Эффективных технологий развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Чтобы помочь старшим дошкольникам научиться связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни в образовательной деятельности мы используем инновационную технологию - дидактический синквейн.
Публикация «Синквейн как одна из Эффективных технологий развития речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам. Это интересная и увлекательная технология, которая приносит ощутимый, видимый результат.
Технологию синквейн мы стали использовать на занятиях с детьми со старшего дошкольного возраста, так как дети уже имеют достаточный словарный запас, владеют обобщением, понятиями: слово - предмет, слово - действия, слово – признак, умеют согласовывать слова в предложении. Составляли синквейн с детьми только на хорошо известные темы и обязательно показывали образец. Если составление синквейна вызывало затруднение, то помогали наводящими вопросами.
Технологию синквейна использовали для проведения рефлексии (обратной связи, анализа и синтеза полученной информации, для закрепления изученной темы. Сочинение давалось детям легко, весело и к тому же полезно, поэтому синквейн воспринимался дошкольниками как увлекательная игра.
Использовали данную технологию и как средство педагогического мониторинга.
В своей работе придерживались определенных правил написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи- это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
В работе с детьми использовали алгоритм из условных обозначений в картинках синквей. Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна велась поэтапно :
На первом – подготовительном этапе работу начинали с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомили и обогащали словарь дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», вводили символы этих слов.
Обогащение и активизация словаря осуществлялась через следующие формы образовательной деятельности дошкольников :
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).
- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
- Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).
- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие)
На втором – основном этапе знакомили с алгоритмом составления синквейна, формировали первоначальные умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Так как дети дошкольного возраста пока не умеют читать, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Поэтому в четвертой строке синквейна предложение можно было состоять не из четырех слов, а из трех. Вспоминали с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке вместо одно слова могло быть два или три.
Использовали разные способы работы с синквейном :
1. «Синквейн-загадка». Читали детям стихотворение, не называли первой строки, предлагая догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисовали отгадку. Затем рисунки вывешивали на доске, и можно было видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете, правильно ли он понимает смысл и значение слов, хорошо ли усвоил словарь лексической темы.
3. Составь «Синквейн по образцу»
4. «Закончи стихотворение». Ребенок называл слово последней строчки – это обобщающее слово.
5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускал ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
6. «Чужое слово». Аналогичное задание.
7. «Один начинает, другой продолжает». Называли предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
Эти игровые приемы помогали детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научились составлять нерифмованные стихи, перешли к третьему этапу работы.
На третьем - практическом этапе дети самостоятельно составляли синквейны по лексическим темам.
Сначала все дети составляли синквейны об одном предмете или природном явлении. Затем давали детям индивидуальные темы. На этом этапе использовали следующие игровые приемы:
1. «Чей синквейн Лучше?» Составляли дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанным между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждали, чей текст был наиболее удачным и почему.
2. «Речецветик». Детям предлагали цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке был изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывал лепесток и составлял синквейн.
3. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика была картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросали кубик, выпавшая картинка и становилась темой синквейна.
4. «Волчок». Круглое поле делилось на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращал волчок на какой предмет попадала стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составлялся синквейн.
5. «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»
Таким образом, технология синквейн служит средством обучения краткому пересказу, позволяет быстро получить результат, направлена на развитие у детей следующие умений и навыков:
- самовыражение, контроль и самоконтроль (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их)
- умение добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- умение формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
Использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Литература:
1. Акименко, В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. - метод. пособие.
Ростов н/Д., 2008.
2. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд.
Феникс, 2011.
3. Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал
«Логопед» No 5 - 2005.
4. Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», No 4 -
2006.