Татьяна Кыштымова
Школа дошкольных наук с педагогами «Диалог родителей и педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для познания педагогами своих индивидуальных особенностей и профессиональных качеств; развитие личностных качеств педагогов, важных для организации взаимодействия с родителями воспитанников (такт, уважение и др.).
На слайде «Через развитие индивидуальности к совершенствованию отношений».
Я не случайно сделала эту фразу девизом нашей встречи. Если мы заботимся о психическом здоровье детей, их психоэмоциональном благополучии, то сами должны находиться в согласии со своим внутренним миром.
Публикация «Школа дошкольных наук с педагогами „Диалог родителей и педагогов“» размещена в разделах
Часто ли вы задаете себе вопрос о том, достаточно ли хорошо вы себя знаете? Чаще всего мы пытаемся найти ответ на него в трудные моменты жизни, когда обращаемся к духовным ценностям. Познать себя достаточно сложно. Во-первых, надо обладать аналитическим складом ума; во-вторых, должно возникнуть желание этим заниматься, и самое главное понимать – для чего это делается.
Не случайно на первое место поставлен родитель. На сегодняшний день – он ведущий в этой диаде. Однако для того, чтобы организовать конструктивное общение с родителями, необходимо обладать определенными коммуникативными навыками.
Мы достаточно часто сталкиваемся с тем, что человек не может охарактеризовать себя, испытывая затруднения при подборе прилагательных.
«Распиши имя»
Задание. Каждый педагог записывает свое имя и на первую букву имени подбирает прилагательное, отражающее характерное для него качество. После выполнения задания педагоги делятся своими эмоциями и впечатлениями.
Игра - инсценировка «Какие роли мы принимаем, общаясь с родителями»
Задание: Показать фрагмент родительского собрания, групповой или индивиду-альной консультации с родителями (по выбору педагогов).
Инструкция: Для выполнения задания воспитатели делятся на подгруппы. В каждой подгруппе выбирают воспитателя, который будет вести фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями воспитанников в соответствии с принятой на себя ролью («учитель», «исповедник», «опекун», «партнер», «всегда правый»). Все остальные участники выступают в роли родителей воспитанников.
По завершении игры-инсценировки необходимо обсудить с воспитателями, в какой ситуации они чувствовали себя более комфортно: в роли ведущего или в роли родителей; какие позиции воспитателя способствуют их диалогическому общению с родителями, а какие ориентируют на монолог.
«Диалог двух партнеров»
Задание: Составить диалог двух партнеров, каждый из которых хочет удержать внимание собеседника только на интересующей его теме.
Инструкция: Воспитателям предлагают распределиться по парам, выбрать тему для разговора (история из жизни, придуманный рассказ, решить, кто выступит в роли рассказчика. Продумать средства, с помощью которых внимание партнера будет удерживаться на содержании рассказа (партнер по общению должен постараться, задавая вопросы рассказчику, перевести разговор на свою тему).
По окончании упражнения проводится обсуждение на основании вопросов к рассказчику (какие ощущения возникли, когда партнер попытался сменить тему разговора? трудно ли было удержаться на содержании заявленной темы? какими способами Вы пытались удержать внимание собеседника) и к его партнеру (было ли Вам легко включиться в содержание рассказа? какими вопросами Вы пытались перевести разговор на себя).
«Искусство общения»
Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция: Перед каждым воспитателем лежит лист с тезисами. Необходимо прочитать их и подготовить короткий комментарий к ним (по каждому тезису выслушивается и обсуждается мнение нескольких воспитателей).
Тезисы
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что хотел сказать им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как о партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если Вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
- По завершении обсуждения каждого тезиса делается общий вывод.
«Анабиоз»
Задание: В каждой паре педагоги распределяют роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» замирает в статичной позе, а задача «реаниматора» - за 1 минуту вызволить партнера из анабиотического состояния с помощью невербальных средств (мимика, пантомимика).
На сегодняшней встрече вы учились понимать себя и свои ощущения в ходе выполнения заданий, рассказывать о себе, пробовали построить диалог. Несомненно, эти знания и умения пригодятся вам при построении сотрудничества с родителями воспитанников. Спасибо всем за активное участие!
Список использованной литературы:
1. Бубнова С. Ю., Андриеш В. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – С. 103.
2. Итернет – ресурс https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/21/seminar-praktikum-dlya-vospitateley-dou-vospitatel-i-roditeldialog-ili