Татьяна Климова
Проект «Школа вежливых наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №120»
Инновационный проект
«Школа вежливых наук»
Саранск, 2014 г.
Автор проекта : Климова Татьяна Вячеславовна – воспитатель второй младшей группы детского сада.
Тип проекта : Долгосрочный.
Сроки проекта : 2014-2015 учебный год.
Участники проекта : педагоги МДОУ, музыкальный руководитель, воспитанники, их родители.
Публикация «Проект „Школа вежливых наук“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Актуальность темы проекта :
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения. Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста. Поиск эффективный путей и средств этого развития признается сегодня актуальной педагогической проблемой. Ее решение связывается, в том числе, и с воспитанием у детей вежливости, нравственных чувств и культуры поведения. Формирование вежливости должно ориентировать ребенка на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей. Присвоение в ходе процесса воспитания вежливости обогащает личность рядом гуманистических и нравственных установок: положительного и позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками, родителями и другими взрослыми, с окружающей действительностью. Особую значимость воспитание вежливости приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры.
Основная направленность проекта – усиление внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей к проблеме нравственного воспитания детей.
Цель – разработать и реализовать на практике систему работы по воспитанию вежливости у детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Разработать и реализовать на практике систему работы по воспитанию вежливости у детей.
3. Привлечь внимание педагогов, родителей к проблеме нравственного воспитания дошкольников.
4. Использовать широкий арсенал средств и методов воспитания детей.
5. Развивать у детей навыки вежливого поведения и общения.
6. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на вежливое поведение и общение.
Формы и методы работы:
Дети:
– организованная образовательная деятельность;
– совместная деятельность;
– игровая, познавательная, музыкальная деятельность;
– праздники, развлечения, игры, занятия;
– арсенал ситуаций общения и поведения;
– совместная деятельность с педагогами, родителями, музыкальным руководителем, педагогом-психологом.
Родители:
– индивидуальные беседы;
– консультации;
– социально-психологические тренинги;
– анкетирование;
– информационные памятки;
– участие в праздниках, развлечениях.
Воспитатели:
– мастер-класс;
– презентация;
– выступление;
– консультации;
– беседы.
Музыкальный руководитель:
– музыкальное сопровождение развлечений, праздников и т. п. ;
– консультации;
– участие в праздниках, развлечениях, играх.
Педагог-психолог:
– психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания вежливости;
– консультации;
– индивидуальные беседы;
– социально-психологические тренинги.
Планируемые результаты:
– ребенок имеет представления о вежливом поведении и общении;
– ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на вежливое поведение, общение;
– ребенок проявляет интерес к проявлению нравственных качеств и чувств.
Этапы Выявление проблемы
I этап: изучающий Выявление проблемы.
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.
3. Обсуждение с педагогами, родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
4. Опрос родителей с целью выявления уровня сформированности их знаний о значении воспитания вежливости у детей.
5. Диагностика уровня развития вежливости у детей.
II этап: подготовительный
1. Составление тематического планирования мероприятий с детьми, родителями, педагогами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.
2. Определение сроков и участников проекта.
3. Подбор источников информации.
4. Отбор методов и приемов работы.
5. Разработка системы работы по развитию у детей вежливого поведения и общения.
6. Подбор дидактического материала, литературных источников.
7. Составление картотеки.
8. Составление конспектов занятий, игр для детей с использованием ситуаций вежливого/ невежливого поведения и общения.
10. Создание развивающей среды.
III этап: реализующий
Апробация системы работы, направленной на нравственное поведение детей.
Мероприятия:
С детьми:
1. Выявление уровня сформированности нравственного поведения и общения детей.
2. Создание ситуаций, игр, занятий, направленных на развитие вежливости у детей.
3. Театрализованное развлечение.
4. Выполнение детьми поделок, рисунков, лепки на тему: «Вежливость».
С родителями:
1. Беседа на тему: «Значение воспитания вежливости у детей дошкольного возраста».
2. Индивидуальные консультации.
3. Совместная деятельность по проведению театрализованного представления и развлечения; по выполнению поделок, лепки детей по сюжетам различных жизненных ситуаций.
С педагогами:
1. Беседа о значении нравственного воспитания детей.
2. Консультация со старшим воспитателем о проблеме нравственного воспитания дошкольников.
3. Показ мастер-класса на тему: «Значение воспитания вежливости у детей».
4. Отчет о реализации проекта.
С педагогом-психологом:
Консультации по созданию положительной эмоциональной психологической нравственного воспитания детей.
IV этап: отчет о реализации проекта в практике ДОУ 1. Создана система работы по развитию у детей навыков вежливого поведения и общения.
2. Пополнена и обновлена предметно-развивающая среда.
3. Создана картотека игр, занятий, развлечений.
4. Проведены констатирующий и контрольный эксперименты по выявлению уровня сформированности нравственного поведения.
5. Повысился уровень знаний детей о вежливости.
6. Дети активно используют знания о вежливости в поведении, общении, деятельности.
7. Создана выставка детских работ по сюжетам ситуаций вежливого поведения и общения людей.
8. Пополнен словарный запас речи детей терминами о вежливости.
9. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на ситуации вежливости.
10. Дети знают правила нравственного поведения и умеют соблюдать их в жизнедеятельности.
11. Родители изучили и используют в семейном воспитании методы и способы нравственного поведения детей.
12. Повысился интерес детей к культуре поведения; дети узнали, что такое «речевой этикет».
13. Повысился уровень знаний родителей о нравственном воспитании детей.
14. Наметились перспективы использования результатов проекта в практике воспитателей.
15. Обобщен опыт работы по нравственному воспитанию детей.
Список использованных источников
1. Болотина, Л. Г. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Болотина. – М. : Академия, 2009. – 240 с.
2. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
3. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
4. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 384 с.
5. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студ. вузов / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.