Получи документы

Статья «Семейный диалог-школа толерантности»

Анастасия Вячеславовна Халецкая
Статья «Семейный диалог-школа толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы

Пичугина А. В.

Детский сад комбинированного вида № 1 «Чебурашка»

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Публикация «Статья „Семейный диалог-школа толерантности“» размещена в разделах

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. И говоря, о взаимодействии педагогов и родителей, я решила немного поделиться своим опытом в воспитании толерантного отношения.

Воспитание толерантности дошкольника сегодня является одной из важнейших проблем.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без жестокости и насилия, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе я стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Основные структуры личности закладываются в ранние годы жизни, а значит, на семью и воспитателей возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

Современный культурный человек - это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и включает в себя следующее:

• способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности;

• гармония между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;

• уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;

• готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

• не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод человека;

• свобода придерживаться своих убеждений и признания такого же права за другими; это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим;

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада по воспитанию толерантного отношения. Семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно - образовательную микросреду и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Центральное место в этой системе занимает ребёнок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и конечно социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит развитие ребё нка в проблемном поле взросления: успешное или неуспешное.

Также необходимо не забывать о важном звене по воспитанию основ толерантности у дошкольников – это взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей нашего детского сада лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая,9 мая;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми и родителями; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, агрессивные третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях я использую разнообразные методические приё мы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Моя работа с детьми простроена следующим образом:

• Беседы

• Проекты

• Конструирование

• Видеопросмотры

• Экскурсии

• Целевые прогулки

• Фольклорные и тематические праздники

• Театрализованные представления

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей.

Работа с родителями.

Выделены наиболее эффективные формы работы на мой взгяд :

• Общие и групповые родительские собрания (включая психологические занятия).

• Консультации (Против насилия в семье, жесткого обращения, растем в любви и гармонии).

• Выставки детских работ с участием родителей.

• Участие родителей в проектной деятельности (изготовление макетов к праздникам, кормушек для птиц).

• Дни добрых дел (субботник, постройки на участке, как в зимний так и в летний период).

• Участие родителей в подготовке к праздникам.

• Клуб для родителей «Цветик – Семицветик».

• Работа с родительским комитетом группы (пополнение различного материала к развивающей среде).

• Тематические встречи (Здравствуй осень, Новогодний калейдоскоп, Святки, День защитников отечества, Мамин день, На пороге весна- красна, 9 мая- День Победы).

• Совместное создание предметно- развивающейся среды.

А так же я использую другие формы работы с родителями направленные на воспитание толерантности : анкетирование, круглые столы, тренинги, семейные игротеки, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотовыставки, экскурсии, развлечения. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Установились постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем на таких мероприятиях как "Дни добрых дел " : ремонт игрушек, а также их изготовление, помощь в создании предметно –развивающийся среды, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились чтобы детям в группе и на прогулке было хорошо и уютно.

На сегодняйший день сложилась определенная система в работе с родителями. Использование активных форм работы дало определенные результаты ; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,эмоционально поддерживать своего ребенка.

Активное взаимодействие педагогов и родителей позволяет нам воспитывать свободную, творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов нашего многонационального народа, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Литература

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - Мемориал. 2001., №24.

2. Бобинова С. В. Приемы воспитания толерантности https://image.websib.ru/05/text_article.htm?475

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? - Народное образование. 2001 № 9.

4. Иванова, Н. М. Подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности у дошкольников седьмого года жизни [Текст] / Н. М. Иванова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. —2012.—Т. 18.—№4. —С. 113-115

5. Иванова, Н. М. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. М. Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2009. — том 15 (№ 4). — С. 42-48.

Интернет ресурсы:

- https://nsportal.ru

- https://dohcolonoc.ru

- https://www.moi-detsad.ru

- https://ped-kopilka.ru

Публикации по теме:

Конспект занятия «Диалог о песке через опыт и эксперимент с ним» Конспект Диалог о песке через опыт и эксперимент с ним. Цель: Формировать доброе, разумное, бережное отношение к рукотворному миру. Задачи:.

Консультация для родителей «Советы родителям: наказание или диалог» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» Консультация для родителей «Советы родителям:.

Дошкольное образование: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество СЛАЙД 1 Уважаемые коллеги, имею честь представить вашему вниманию сценарий занятия по формированию у детей младшего возраста первичного.

Семейный праздник в средней группе в форме устного журнала «Семейный альбом»Семейный праздник в средней группе в форме устного журнала «Семейный альбом» Семья – самое важное, самое дорогое, что есть у каждого человека. Поэтому мы посчитали необходимым усиливать семейные связи, традиции, передачу.

Семейный экологический проект «Диалог Жестяных банок»Семейный экологический проект «Диалог Жестяных банок» Семейный экологический проект «И мир, где было все мертво Задышит и придет в движенье Лишь стоит брызнуть на него Живой воды воображенья»….

Статья «Воспитание межнациональной толерантности» В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового.

Стихи для детей «В лес пришла весна», «Диалог с синичкой», «Прогулка» В лес пришла весна. Вот весна пришла и в лес, И он полон стал чудес. Просыпайтесь звери, птицы, Чтоб весною насладиться. Скоро солнце.

Семейный клуб «Диалог» (фотоотчет)Семейный клуб «Диалог» (фотоотчет) Основная задача семейного клуба "Диалог" - организация площадки для общения семей, в которых русский язык не является родным. Цель наших.

Эссе «Диалог воспитателя с родителями» ЭССЕ на тему: "Диалог воспитателя с родителями". ГБОУ Гимназия №1595 Подготовила: Жигулина Ольга Александровна. На мгновение включим фантазию.

Эссе «Мой диалог с наставником». Взгляд на проблему преемственности дошкольного отделения и школы В 2015 году я участвовала в конкурсе «Педагогический дебют – 2015». И на заочном этапе было задание составить эссе на тему: «Мой диалог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Семейный диалог-школа толерантности»
Опубликовано: 15 октября 2016 в 07:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Семейный диалог-школа толерантности»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Вячеславовна Халецкая (УИ 430501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД