Анастасия Вячеславовна Халецкая
Статья «Семейный диалог-школа толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пичугина А. В.
Детский сад комбинированного вида № 1 «Чебурашка»
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский.
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Публикация «Статья „Семейный диалог-школа толерантности“» размещена в разделах
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. И говоря, о взаимодействии педагогов и родителей, я решила немного поделиться своим опытом в воспитании толерантного отношения.
Воспитание толерантности дошкольника сегодня является одной из важнейших проблем.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без жестокости и насилия, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе я стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Основные структуры личности закладываются в ранние годы жизни, а значит, на семью и воспитателей возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения.
Современный культурный человек - это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и включает в себя следующее:
• способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности;
• гармония между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;
• уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
• готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
• не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод человека;
• свобода придерживаться своих убеждений и признания такого же права за другими; это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим;
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада по воспитанию толерантного отношения. Семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно - образовательную микросреду и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Центральное место в этой системе занимает ребёнок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и конечно социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит развитие ребё нка в проблемном поле взросления: успешное или неуспешное.
Также необходимо не забывать о важном звене по воспитанию основ толерантности у дошкольников – это взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей нашего детского сада лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая,9 мая;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми и родителями; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, агрессивные третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
На занятиях я использую разнообразные методические приё мы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Моя работа с детьми простроена следующим образом:
• Беседы
• Проекты
• Конструирование
• Видеопросмотры
• Экскурсии
• Целевые прогулки
• Фольклорные и тематические праздники
• Театрализованные представления
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей.
Работа с родителями.
Выделены наиболее эффективные формы работы на мой взгяд :
• Общие и групповые родительские собрания (включая психологические занятия).
• Консультации (Против насилия в семье, жесткого обращения, растем в любви и гармонии).
• Выставки детских работ с участием родителей.
• Участие родителей в проектной деятельности (изготовление макетов к праздникам, кормушек для птиц).
• Дни добрых дел (субботник, постройки на участке, как в зимний так и в летний период).
• Участие родителей в подготовке к праздникам.
• Клуб для родителей «Цветик – Семицветик».
• Работа с родительским комитетом группы (пополнение различного материала к развивающей среде).
• Тематические встречи (Здравствуй осень, Новогодний калейдоскоп, Святки, День защитников отечества, Мамин день, На пороге весна- красна, 9 мая- День Победы).
• Совместное создание предметно- развивающейся среды.
А так же я использую другие формы работы с родителями направленные на воспитание толерантности : анкетирование, круглые столы, тренинги, семейные игротеки, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотовыставки, экскурсии, развлечения. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Установились постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем на таких мероприятиях как "Дни добрых дел " : ремонт игрушек, а также их изготовление, помощь в создании предметно –развивающийся среды, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились чтобы детям в группе и на прогулке было хорошо и уютно.
На сегодняйший день сложилась определенная система в работе с родителями. Использование активных форм работы дало определенные результаты ; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,эмоционально поддерживать своего ребенка.
Активное взаимодействие педагогов и родителей позволяет нам воспитывать свободную, творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов нашего многонационального народа, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
Литература
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - Мемориал. 2001., №24.
2. Бобинова С. В. Приемы воспитания толерантности https://image.websib.ru/05/text_article.htm?475
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? - Народное образование. 2001 № 9.
4. Иванова, Н. М. Подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности у дошкольников седьмого года жизни [Текст] / Н. М. Иванова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. —2012.—Т. 18.—№4. —С. 113-115
5. Иванова, Н. М. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. М. Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2009. — том 15 (№ 4). — С. 42-48.
Интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru
- https://dohcolonoc.ru
- https://www.moi-detsad.ru
- https://ped-kopilka.ru