Алла
Логопедические упражнения для дошкольников 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
У детей четырех - пяти лет довольно часто встречается в речи нарушение шипящих звуков Ш и Ж, а также звука Ч. Чаще всего подобное нарушение обусловлено слабостью мышц языка. Какие упражнения нужно выполнять ребенку, чтобы их укрепить? Нужно присмотреться повнимательнее, как произносит ребенок шипящие.
Существует несколько вариантов их неправильной артикуляции.
1. Губное произношение: язык лежит внизу, губы слегка выпячиваются вперед, воздушная струя проходит через губы, образуя звук, напоминающий Ф.
Публикация «Логопедические упражнения для дошкольников 4–5 лет» размещена в разделах
При правильной артикуляции звука Ш рот слегка приоткрыт, язык приподнят в середине рта, но не касается неба, губы округлые, изо рта идет теплая струя воздуха.
2. Межзубное произношение: язык высовывается между зубами и идет замена Ш на С, Ж на 3. В этом случае необходимо исправлять не только шипящие, но и свистящие. Межзубное положение языка при произношении звуков требует обязательной коррекции. И в этом случае понадобится помощь логопеда.
3. Боковое произношение шипящих. При данном нарушении эти звуки произносятся с неприятным хлюпом. Без специалиста распознать этот дефект довольно сложно.
4. Наиболее распространенная ошибка - это когда ребенок заменяет звук Ш на С, звук Ж на 3.
Упражнения для укрепления мышц языка, которые позволят языку удерживаться в верхнем положении.
1. «Вкусное варенье». Поднять язык к «носу» и делать язычком слизывающие движения, будто мы испачкали рот вареньем.
2. «Посчитай зубы». Рот широко открыт в улыбке, чтобы хорошо были видны верхние и нижние зубы. Острым кончиком языка проводим по ним: сначала вверху, потом внизу.
З. «Покрасим потолок в домике». Язык, как кисточка, движется вперед и назад, поглаживая небо.
4. «Сердитый язычок». Рот широко открыт, язык высунут вперед. Опускаем его вниз-вверх несколько раз. При движении языка вверх рот остается неподвижным, работает только язык.
5. «Звонко цокаем». Рот также открыт широко, язык поднимаем за верхние зубы, присасываем и резко опускаем вниз - звонко цокаем: лошадка бежит то быстро, то медленно. Упражнение выполняется от 20 секунд до 1 минуты. Совет родителям:
Логопедические упражнения необходимо повторять многократно и обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения языка. Один комплекс нужно выполнять регулярно в течение 2-3 недель. Затем можно попробовать вызвать правильный звуку ребенка по подражанию, объяснив и показав правильную артикуляцию. Для звука Ш, Ж - это приоткрытый рот, губы округленные, язык приподнят вверх в форме чашечки и слегка отодвинут назад. Дуем на язык струей воздуха, при этом получается звук Ш, а с голосом - Ж.