Елена Букаева
Шашечный турнир. Конспект занятия в старше-подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Шашечный турнир в логопедической группе.
Цель:Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных)
Публикация «Шашечный турнир, Конспект занятия в старше-подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Задачи:
Обучающие:
Научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
обучение простым комбинациям, практике шашечной игры.
Обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии.
Воспитательные:
воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустрмленности, находчивости, внимательности, воли, трудолюбия, коллективизма, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений; выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; развитие всех сфер мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Коррекционно - речевые:
активизировать словарный запас детей;
развивать речь - описание, речь – рассуждение, речь-доказательство,
формировать монологическую и диалогическую речь,
согласовывать числительное с существительным.
ФЭМП:
Развивать умение ориентироваться на плоскости;
закрепить понятия вертикаль, горизонталь, диагональ, знание цифр;
познакомить с решением арифметических задач.
Перед началом занятия дети общаются с педагогами ДОУ, приглашенными на турнир, предлагают им рассмотреть выставку «Шашки своими руками», изготовленную совместно с родителями.
Воспитатель: Ребята сегодня состоится «Шашечный турнир», к которому мы долго готовились. В шашечном турнире принимают участие:
• Команда знатоков (дети) – приветствуем
• Команда мудрецов (педагоги) - приветствуем
Итак, уважаемые знатоки, займите пожалуйста, свои места.
1 часть нашего турнира «Тренировка ума»
Что же такое игра в шашки?
Ответы детей:Игра в шашки – это старинная русская настольная игра.
В игре есть шашечная доска и набор шашек 2-х цветов.
В чем заключается смысл игры в шашки?
Ответы детей:В игре надо бить как можно больше шашек другого игрока и дойти до конца поля другого игрока (дамочное поле) и стать дамкой.
Воспитатель: Давайте рассмотрим шашечное поле. Из чего оно состоит?
Ответы детей: Шашечное поле состоит из черных и белых клеток
Как называются линии слева направо?
(Горизонтальные)
Какие обозначения имеются на этих линиях?
(На горизонтальных линиях написаны буквы)
Покажите верхнюю (нижнюю) горизонтальную линию.
Ответы детей: Нижняя горизонтальная линия под цифрой 1, верхняя горизонтальная линия под цифрой 8)
Как называются линии сверху вниз (снизу вверх)?
Линии сверху вниз называются вертикальными.
Какие обозначения на этих линиях?
Эти линии обозначены цифрами. Назовите эти цифры. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Покажите правую (левую) вертикальную линию?
Ответы детей : Под буквой А левая вертикальная линия, и правая вертикальная линия под буквой Н.
Каждая клетка - поле имеет свое название, свой адрес, первой называется буква, затем цифра А1, Е3.
Игра «Попади в цель»
Воспитатель предлагает детям задание, дети ставят шашки на названное поле. Затем дети предлагают друг другу попасть в заданную цель.
А1, Е5- черные шашки
А7, Е3 – белые шашки
Воспитатель
предлагает ребенку сказать предложение о том, что сделал Ваня
Ответы детей:
Ваня поставил на шашечное поле 2 черные шашки.
Воспитатель
предлагает ребенку сказать предложение о том, что сделала Даша.
Ответы детей:
Даша поставила на шашечное поле 2 белые шашки.
Воспитатель
задает вопрос: Сколько всего шашек на шашечном поле?
Ответы детей:
На шашечном поле всего 4 шашки.
Воспитатель:
Ребята мы с вами составили и решили математическую задачу.
В задаче есть условие, вопрос «Сколько», и вы посчитали сколько, выполнили действие сложение и получили ответ.
Ребята, как правильно надо расставить шашки для игры?
Ярослав, расставь на шашечное поле черные шашки, а Вика белые.
Как ребята расставили шашки?
Ответы детей:
На черные клетки, 3 ряда по 4 шашки.
Давайте посчитаем сколько шашек у Вики.
Ответы детей:
Вика поставила на шашечное поле 12 белых шашек.
А можно сказать сколько шашек у Ярослава, не считая их?
Ответы детей:
Ярослав поставил столько же черных шашек.
У Ярослава тоже 12 шашек. Их поровну, по12.
Оксана и Даша читают стихи:
Перед боем шашки в ряд на поле шашечном стоят
По 12 с двух сторон это я, а это он.
Это черный. Это белый. Каждый в бой вступает смело
Белым шашкам первый ход
На одно лишь только поле шашку двигаем не боле!
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Воспитатель:
Ребята, а почему не поставили шашки на поля 4 и?
Ответы детей :
Поля 4 и 5 остались свободными для того, чтобы можно было начать игру, сделать ход.
Ваня, иди сделай ход.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Если белой сделан ход, после черная идет.
Так и ходят друг за другом,
Но бывает шашке туго,
В угол шашка попадет и не сделать дальше ход.
Ребята, бывали в игре у вас такие ситуации, когда некуда ходить? Как называется такая ситуация? Ловушка – Пат.
Воспитатель
, ребята, расскажите правила игры.
Может шашка шашку бить, и такое может быть,
Ну теперь настал черед рассказать как шашка бьет.
Бить чужую шашку надо, если наша с нею рядом,
За чужой пустое поле, мы на это поле – прыг…
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Шашка ходит лишь вперед. Но куда угодно бьет.
Бить, пусть даже поневоле, - это правило такое.
Даже если этот ход к пораженью приведет
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Дальше надо не зевать и чужую шашку взять,
Но внимательно смотри, можно бить и две и три,
Если есть свободно поле, хоть четыре, на здоровье!
А еще добавить рад, бить мы можем и назад,
Но ходить всегда вперед, Там нас превращенье ждет,
Там случиться может чудо - шашка слабая покуда
До конца доски дойдет, силу дамки обретет.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ходит дамка словно пава, Взад- вперед шаги легки
И налево и направо, из конца в конец доски
Любит главную дорогу, бить старается по многу
Может бить издалека, в дамках сила игрока!
Следующая часть нашего турнира Разминка
Воспитатель:
Ребята, расстелите наше шашечное поле
(Дидактическая шашечная доска на ткани 140см. на 140см.)
Ребята, вам знакомо это шашечное поле?
Чем мы на этом поле уже занимались?
Ответы детей:
ходили по вертикальным и горизонтальным полям, находили левый (правый)нижний угол, левый (правый верхний угол) ,клетки с разными обозначениями А1, Е5…
Что это за красная линия через все поле?
Из какого угла она начинается и в каком заканчивается?
Ответы детей:
Это главная диагональ, большая дорога, большак.
Воспитатель
предлагает детям пройти по главной диагонали и посчитать клетки.
Ответы детей:
Начинается она в левом нижнем углу А1 и заканчивается в правом верхнем углу Н8. Содержит 8 клеток. По ней может ходить дамка.
Воспитатель:
ребята, вы заметили еще много линий разного цвета. Как вы думаете, на что похожи эти линии, что они обозначают?
Ответы детей:
Я думаю, что это тоже диагонали.
Да, ребята, вы правильно догадались, это тоже диагонали. Зеленым цветом обозначена двойная диагональ, двойник, так как мы видим 2 одинаковые диагонали. Давайте посчитаем сколько клеток в зеленой диагонали.
Дети становятся на клетки и считают их.
Сколько клеток мы насчитали?
Ответы детей:
7 клеток в зеленой диагонали.
На какую цифру мы пришли?
Ответы детей :
На цифру 7.
Аналогично с тройной диагональю – тройником (желтый цвет)
Еще на поле есть 4 диагонали, каждая состоит из 4 клеток (синий цвет)
Воспитатель предлагает детям: Мальчики, пройдите по двойной диагонали.
Девочки, пройдите по тройной диагонали.
Воспитатель:
Все правила мы закрепили, можно начинать турнир.
Для того, чтобы начать игру, что нужно сделать?
Ответы детей:
Выбрать партнера.
Вероника, предложи с кем ты хочешь сыграть шашечную партию.
Ответы детей:
Вероника: Даша, я предлагаю тебе сыграть со мной в шашки.
Даша: Я согласна.
Настя, Ярослав, Владик предлагают Даше, Оксане, Ване сыграть партию.
Вика предлагает сыграть в шашки Наталье Владимировне.
Ваня и Дима, сильные игроки, предлагают сыграть партию воспитателям.
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним джентельменские правила игры.
Ответы детей:
Перед началом игры и в конце игры партнеры пожимают друг другу руки. Этим они говорят : Мне приятно с тобой играть. Мы будем играть по правилам. Желаю тебе удачи в игре.
Дети готовят место для игры.
Воспитатель:
Пожалуйста, педагоги, пройдите по 1 арбитру к каждой паре игроков.
3 часть - шашечный турнир.
1. Вероника - Даша А 2. Настя – Даша Ж
2. Ярослав – Ваня К 4. Владик - Оксана
5. Вика – Наталья Владимировна
6. Дима – Оксана Геннадьевна
7. Ваня С – Елена Филипповна
По окончанию турнира дети анализируют свою игру.
Что в игре удалось, а что не получилось. Сколько было выигрышей, сколько проигрышей, где допустил ошибку, какой ход был удачным, сколько шашек ты побил и сколько побили у тебя, сколько было дамок.
Заведующая детского сада поздравляет детей с замечательным шашечным турниром, желает всем только побед в дальнейшем и вручает Дипломы и медали (шоколадные) участникам.