Вера Михайловна Лукичева
Серия конспектов НОД для детей младшего дошкольного возраста по изучению сказки
Конспект занятия «Слушаем сказку Колобок».
Предварительная работа: подобрать персонажей для настольного кукольного театра.
Цели занятия:
Воспитательные – учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать её до конца, отвечать на вопросы по её содержанию, соблюдая последовательность сюжета, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Публикация «Серия конспектов НОД для детей младшего дошкольного возраста по изучению сказки» размещена в разделах
Обучающие – продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас, за счет существительных, прилагательных, глаголов, развивать интонационную выразительность речи, продолжать учить детей разминать пластилин и раскатывать его между ладонями круговыми движениями.
Развивающие – продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, двигательную и тактильную память, устанавливать причинно- следственные связи.
Оснащение: мяч, фигурки персонажей сказки кукольного театра, цветные изображения героев сказки, ширма, маска медведя.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Предлагаю детям взяться за руки и образовать круг. Показываю мяч и объясняю правила игры : «Я буду передавать мяч тому, кто стоит справа от меня, а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравиться. Мяч передаем по кругу, пока он не вернется обратно ко мне». Когда мяч вернулся ко мне, говорю: «Мне нравиться сказка «Колобок». Предлагаю детям сесть на стульчики, расставленные полукругом.
2. Знакомство со сказкой.
Рассказываю сказку. По ходу чтения сказки выставляю на столе фигурки тех персонажей сказки, о которых сейчас рассказываю.
3. Подумай и ответь.
• Кто испёк Колобка?
• Из чего его испекли?
• Зачем бабушка положила Колобка на окно?
• Как Колобок ушёл от дедушки и бабушки?
• Кого Колобок встретил первым, вторым, третьим?
• Как лиса перехитрила Колобка?
• Что случилось с Колобком?
• Кто из героев сказки вам понравился больше всего?
4. Физкультминутка «Перевоплощение». Предлагаю детям попрыгать как зайки, походить как медведи, перевоплотиться в лису (как она важно идёт, показать пушистый, красивый хвост).
5. Развитие слухового восприятия. Предлагаю детям спеть песенку Колобка. Произношу фразу «Колобок, Колобок, я тебя съем», сказанную тонким голосом, нужно угадать, кто из героев это сказал? Предлагаю детям взять фигурку зайца и сказать Колобку эту фразу тонким голосом (Фраза произносится «грубым голосом» медведя, производится та же работа, поздоровайся с детьми как зайчик, как медведь. Ребята, что случилось в сказке с Колобком? Давайте, это исправим. Мы можем вылепить много колобков из пластилина. Как мы будем лепить колобка (вместе с детьми? Вспоминаем последовательность работы – разминаем пластилин и раскатываем круговыми движениями.
Лепка колобка.
Подведение итогов занятия. – Ребята, вам понравилась сказка? А вы её внимательно слушали? Колобки, которых вы слепили круглые, румяные, красивые. Саша тебе понравился Алинин колобок, а тебе Алина. Даю положительную оценку работе всех детей.
Занятие 2. Рассказываем сказку «Колобок».
Цели занятия:
Воспитательные – отвечать на вопросы, совместно рассказывать сказки, внимательно слушать ответы других детей, участвовать в диалоге с педагогом, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие – совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять активный словарь за счёт прилагательных.
Развивающие – продолжать развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение – фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра, фланелеграф.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Предлагаю детям встать в кружок, вспомнить какую сказку мы слушали на прошлом занятии и изобразить героев сказки. Затем дети садятся на стульчики.
2. Совместное рассказывание сказки. Начинаю рассказывать сказку, предлагаю детям активно в этом участвовать. По ходу развития сюжета сказки выставляю фигурку нужного персонажа. Если дети затрудняются в пересказе, предлагаю договаривать начатую фразу.
3. Работа над диалогом совместно с педагогом. Беру на себя роль Колобка, предлагаю, кому-то из детей выбрать понравившегося персонажа из сказки.
4. Физкультминутка.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть
Лапки вверх, лапки вниз
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки
Попрыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
5. Игра «Про кого я говорю».
Он маленький, трусливый, пушистый, ушастый.
Он злой, зубастый, серый.
Он большой, косолапый, неуклюжий.
Она рыжая, хитрая.
Он круглый, румяный.
6. Подведение итогов. Даётся положительная оценка работе всех детей.
Занятие 3. «Показываем сказку Колобок».
Задачи: Воспитательные – продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
Обучающие – совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас детей за счёт прилагательных, развивать диалогическую речь, повторение диалогов сказки, учить проводить инсценировку уже знакомой сказки, обучать интонационной выразительности.
Развивающие – развивать зрительное внимание - умение рассматривать фигурки героев знакомой сказки, определять отсутствующий персонаж, развивать слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого и сверстников.
Организационный момент – утром придя в группу, дети видят красивую коробку. Сообщаю, что открыть её можно только на занятии, так написано в записке лежащей рядом. Дети высказывают свои предположения о том, что там может быть.
Ход занятия.
Когда начинается занятие, открываем коробку и видим персонажей сказки Колобок.
- Ребята, из какой сказки пришли к нам эти сказочные животные.
- Посмотрите внимательно, все ли герои сказки здесь.
Правильно, нет зайчика. А что же делать?
- Давайте расскажем про зайчика, какой он. Может он услышит и придёт. (маленький, пушистый, ушастый, трусливый).
Если дети затрудняются, я помогаю. - Закройте глазки представьте, что мы гладим шёрстку зайчика. Что чувствует ваша рука. Какая шёрстка у зайчика – мягкая, пушистая, гладкая.
- Медведь большой, а зайчик?
- Лиса рыжая, а зайчик?
Возможны ответы серый, белый. Уточняю знания детей о том, что к зиме шёрстка зайчика белеет. Он становится белым как снег и его не видят ни волк, ни лиса.
- Волк злой, а зайчик.
- Медведь смелый, а зайчик.
- Ребята, вы молодцы. Всё про зайчика рассказали. Вы слышали, кто-то тихонько постучал в дверь? Встаю, выхожу за дверь, возвращаюсь с фигуркой зайчика.
- Давайте поиграем вместе с зайчиком.
Физкультминутка. Зайка беленький сидит….
Дети садятся на стульчики.
- Все герои сказки «Колобок» пришли к нам.
- Давайте расскажем и покажем сказку, спрашиваю, кто и кем хочет быть в сказке. Объясняю, что одни дети будут артистами, а другие – зрителями, а в следующий раз, мы поменяемся местами.
Работа над интонационной выразительностью.
- Уля, ты у нас в сказке - зайчик, вспомни, как разговаривает сказочный зайчик. А как разговаривает сказочный медведь.
Инсценировка сказки с помощью пальчикового театра.
Подведение итогов занятия.
Ребята, вам понравились артисты в роли героев сказки. Давайте им похлопаем. А вы, ребята – артисты, скажите, зрители хорошо себя вели, не мешали вам, внимательно слушали?
Герои сказки, которые появились у нас в красивой сказочной коробочке останутся у нас, и вы сможете играть в сказку.