елена меркушкина
Серия занятий по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
коммуникация, связная речь
В рамках организованной образовательной деятельности проводится работа по развитию связной речи – пересказ русских народных сказок.
Интеграция образовательных областей:
чтение художественной литературы, коммуникация, познание, социализация.
Цель:
развитие всех форм связной речи.
Задачи:
• развитие звуковой культуры речи;
• обогащение словаря;
Публикация «Серия занятий по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста „Сказка ложь, да в ней намек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
• формирование грамматического строя;
• развитие связной речи;
• умение воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка;
• подвести дошкольника к воспроизведению текста.
Методика:
• первичное чтение произведения;
• беседа по вопросам;
• повторное чтение;
• пересказ.
Требования к литературным текстам:
• динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения;
• четкость и последовательность развертывания действия;
• занимательность содержания.
Для обеспечения эффективности комплекса игр-занятий, занятия рекомендую дополнить пальчиковой гимнастикой и упражнениями для развития артикуляционного аппарата. Рекомендуемые игры и упражнения:
• пальчиковые игры: «Испечем мы колобок», «Зайка», «Зайка-барабанщик», «Лягушка-квакушка», «Блины», «Ворота», «Крыша», «Дом», «Друзья».
• упражнения для развития артикуляционного аппарата: «Аромат», «У кого дальше укатился», «Месим тесто», «Лягушка», «Выглянем», «Качели».
Игра - занятие №1
Пересказ русской народной сказки «Колобок».
Рассказывание сказки сопровождается показам иллюстраций.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к русской народной сказке «Колобок». Дети рассматривают три-четыре сюжетные картинки и отвечают на вопросы:
1-я иллюстрация
- Как начинается сказка?
- Кого вы узнали на этой картинке?
2-я иллюстрация
- Что попросил испечь старик?
- Где остывал колобок?
3-я иллюстрация
- Что произошло с колобком, когда он спрыгнул с окошка?
- Кого встретил колобок?
- Какую песенку пел колобок?
4-я иллюстрация
- Почему колобок прыгнул лисе на нос?
- Чем закончилась сказка?
После рассматривания иллюстраций воспитатель еще раз читает сказку, а дети помогают.
Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает ее самостоятельно. В случае затруднений в процесс пересказывания включается воспитатель. На этой ступени вопросы можно задавать лишь в отдельных случаях. Лучше пользоваться напоминанием самого текста, тогда детям легче воспроизводить содержание сказки.
Игра - занятие №2
Пересказ русской народной сказки Репка.
Драматизация сказки.
Воспитатель предлагает детям прослушать сказку «Репка». Читается текст без наглядного сопровождения. После этого педагог проводит беседу.
Вопросы к детям:
- Вы узнали эту сказку?
- Как называется эта сказка?
- Как начинается эта сказка?
- Кого дед звал на помощь?
- Кто помог вытащить репку?
- Как закончилась сказка?
Далее педагог надевает детям шапочки и определяет роль каждого ребенка: «Я надену тебе шапочку собачки Жучки. Ты будешь собачкой Жучкой. Как собачка лает? Кто позвал собачку тянуть репку?» И т. д.
После того, как все роли будут распределены, воспитатель начинает читать текст, а дети включаются в пересказ и драматизацию по ходу сказки.
Игра - занятие №3
Рассказываем сказку «Три медведя»
при помощи фигурок персонажей сказки из настольного кукольного театра.
Воспитатель предлагает вместе с детьми рассказать сказку «Три медведя», взяв на себя роль сказочника. Начинает рассказывать сказку, предложив детям (по желанию) продолжить пересказ.
Дети проговаривают небольшие, повторяющиеся отрезки текста.
Михайло Иванович: «Кто хлебал из моей чашки?»
Настасья Петровна: «Кто хлебал из моей чашки?»
Мишутка: «Кто хлебал из моей чашки?»
Можно увеличивать количество заданий, предложив детям помочь пересказать оставшийся текст сказки (повторяющиеся фразы о смятой постели, сдвинутом стуле).
Игра - занятие №4
Пересказ русской народной сказки Теремок.
Рассказывание сказки сопровождается показом театра на фланелеграфе.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Теремок». После чего читает текст, сопровождая его показом сказки на фланелеграфе.
Вопросы к детям:
- как называется в этой сказке домик, где живут звери?
- как начинается сказка «Теремок»?
- кто первый нашел в поле «Теремок»?
- кто был вторым, третьим и т. д. ?
- как закончилась сказка?
После беседы воспитатель читает сказку вновь, а дети включаются в пересказ по ходу чтения, выкладывая фигурки согласно тексту на фланелеграфе.