Наталия Попова
Программа по работе с аутичным ребенком «Послушные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Изменения, происходящие в нашей системе образования, развитие инклюзивной практики, обуславливают появление детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях разного типа. (Слайд) В частности, в нашем детском саду мы констатируем появление ребенка старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Следуя классификации О. С. Никольской, мы можем отнести его к 4 группе аутизма. Особенности этого ребенка приведены на слайде.
Публикация «Программа по работе с аутичным ребенком „Послушные пальчики“» размещена в разделах
Воспитательно-образовательный процесс, организуемый в ДОУ, потенциально способен обеспечить ребенку с РАС условия необходимые для его адаптации, социализации, удовлетворить его потребности в проведении с ним коррекционно-развивающих занятий. Критериями качества воспитательно-образовательной работы с таким ребенком должны стать параметры, которые будут определять более или менее успешную социализацию и его готовность к следующей ступени обучения – обучению в школе.
Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности предварительной работы по развитию его способности к контакту.
Однако уже на этом этапе по эмоциональному развитию ребенка с РАС нами была выявлена своеобразная особенность состояния мелких мышц его руки: (Слайд) парадоксальное сочетание легкости непроизвольных движений (может аккуратно перелистывать страницы книги, собирать пазлы) и удивительной неловкости при выполнении заданий по просьбе взрослого (не может удержать кисточку, карандаш, скатать «колбаску» из пластилина). Ребенка с сохранной функции руки на первом этапе работы было невозможно начать обучать рисовать или лепить, потому что кисточка или кусочек пластилина выпадали из пальцев.
Изучив литературу, мы поняли, что ребенок испытывает сложность в произвольном распределении мышечного тонуса в руке и нуждается в специальных коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие мелкой моторики руки.
Перед нами возникла проблема: (Слайд) какими должны быть специфика, методы и приемы занятий, способствующие развитию мелкой моторики у ребенка с РАС.
Возникшую проблему определили противоречия: (Слайд)
*между требованиями, предъявляемыми к владению мелкими мышцами рук ребенком старшего дошкольного возраста, и своеобразием их развития у ребенка с РАС такого же возраста;
*между обычной технологией совершенствования мелкой моторики руки у дошкольников без особенностей в развитии и необходимостью использования иного подхода, направленного на развитие мышц кисти рук у ребенка с РАС;
* между потребностью ребенка с РАС в разработке для него и осуществлении целенаправленных системных занятий по развитию мелкой моторики и отсутствием разработанности данного вопроса в нашем ДОУ, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Поэтому целью (Слайд) нашего проекта является развитие мелкой моторики у ребенка с РАС с помощью специальных коррекционно-развивающих занятий.
Для достижении цели необходимо выполнение следующих задач, которые представлены пред вами. Наиболее важными из них мы считаем:
-разработать блок занятий по развитию мелкой моторики ребенка с РАС с использованием специальных и оптимальных методов и приемов;
-апробировать разработанные занятия в работе с аутичным ребенком в нашем ДОУ.
Результатами реализации нашего проекта мы ожидаем: (Слайд)
-приближение уровня развития мелкой моторики руки у ребенка с РАС к возрастной норме;
- повышение уровня профессионального мастерства педагога-психолога;
- повышение педагогической компетентности педагогов;
- повышение педагогической компетентности родителей ребенка с РАС.
(Слайд)
Мы выделяем три периода реализации нашего проекта:
1. Подготовительный, рассчитанный на два месяца сентябрь и октябрь
2. Основной, который продлится 6 месяцев с ноября по апрель
3. Окончательный, срок которого составит 1 месяц май.
На каждом из этапов решаются свои задачи, которые отражены на слайде.
(Слайд) На подготовительном этапе мы диагностировали уровень развития всех ВПФ аутистичного ребенка. По результатам диагностики стало понятно, что мелкая моторика в структуре дефицитарных ВПФ страдает больше всего. Поэтому было проведено углубленное диагностическое обследование мелкой моторики руки. Для диагностики были использованы следующие методики (Слайд).
Общий уровень развития мелкой моторики руки ребенка с аутизмом оказался низким, что проявляется в недоразвитии тонких движений пальцев рук, их некоординированности, плохом развитии мышц кисти, их слабости в связи с малой активностью, плохой зрительно-моторной координации. В сочетании низким психическим тонусом ребенка с ОВЗ в целом приводят к малой ручной умелости, стойкому нарушению графических навыков и требуют коррекции.
Результаты диагностики (включая наблюдение) показали нам необходимость серьезного изучения литературы по проблемам аутизма. (Слайд)
Изучив большое количество литературы, представленной на слайде, мы выяснили, что на сегодняшний день в мировой практике нет единого подхода к решению проблем детей с РАС. Однако существует 3 основных наиболее распространенных технологии коррекционной работы с аутизмом (Слайд) :
В своей работе мы взяли за основу подход О. С. Никольской, т. к. :
- позволяет «поставить» детям не клинический, а образовательный диагноз;
- относя ребенка к одной из четырех групп, мы определяем ступень, от которой нужно двигаться в коррекционной работе;
-даются последовательные, конкретные рекомендации по коррекции и развитию дефицитарных функций у ребенка;
-кроме того, некоторыми практиками отмечается, что технологии, используемые Никольской, дают наилучший результат у детей 3 и 4 групп аутизма : ребенка нашем случае мы относим именно к 4 группе.
На основании выкладок О. С. Никольской мы выяснили, что для хорошей результативности на занятиях должны соблюдаться следующие условия: (Слайд) необходимо:
-ориентироваться в занятиях на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать смысл тому, что мы делаем (если ребенок любит кошек, то рисуем, лепим кошек разных пород, затем составляем их каталог);
-использовать сюжетный комментарий, который помогает удерживать внимание ребенка на задании более длительное время;
- использовать эмоциональное поощрение ребенка, хвалить его.
При сложности произвольного распределения мышечного тонуса в мелких мышцах руки, как в случае у нашего ребенка с РАС, основная помощь, по О. С Никольской, состоит в передаче ребенку моторного стереотипа действия. Можно выделить основные этапы формирования моторного стереотипа действия (Слайд)
1. На первом этапе мы должны манипулировать рукой ребенка : вкладывать кисточку или карандаш в его руку и ею рисовать или писать, также поддерживать и направлять обе его руки на занятии лепкой, аппликацией.
2. по мере совершенствования произвольного внимание ребенка и его движений, физическая поддержка его руки уменьшается: не держим всю кисть, не водим всей рукой, а лишь поддерживаем локоть.
3. и наконец, производим лишь легкое косание до руки ребенка, чтобы он мог начать действие, включиться в него.
(Слайд) В развитии мелкой моторики важно уделить внимание таким ее компонентам, как :
-развитие тонких движений пальцев рук, их координированность, отработка указательного жеста и других жестов, щипкового захвата, ритмичность движений пальцев рук и кистей;
- развитие тонуса, силы мышц, тактильной чувствительности;
- развитие зрительно-моторной координации.
Все эти и другие компоненты мелкой моторики руки мы развиваем с помощью следующих видов работ (Слайд). Они характерны не только для детей с РАС, хотя специфика работы накладывает отпечаток на их применение.
На основе различных видов работы мы составляем занятия по развитию мелкой моторики руки аутистичного ребенка.
Блок занятий по развитию мелкой моторики у ребенка с аутизмом, составленный нами, рассчитан на 6 месяцев с ноября по апрель. Всего планируется провести 26 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Средняя продолжительность занятий – 25 минут, но зависит от состояния ребенка и может немного варьироваться.
(Слайд) Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Работа проводятся за одним и тем же столиком, ребенок сидит лицом к стене, чтобы его ничего не отвлекало, на столике находятся только те предметы и пособия, которые необходимы для конкретного упражнения или задания, остальные готовятся взрослым и убираются под стол в коробку, достаются по мере необходимости.
(Слайд) Структура занятий также постоянна: приветствие – установление эмоционального контакта –игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, чтобы подготовить ребенка к продуктивной деятельности – продуктивный вид деятельности (рисование, лепка, аппликация) – подведение итога занятия.
Конспект одного из занятий мы предлагаем вашему вниманию. (Гиперссылка). Игры и задания, в целом те же, что и при работе с нормально развивающимися детьми. Но меняются их цели.
(Слайд) Для повышения эффективности работы проводится обучение воспитателей и специалистов, заинтересованных в проблеме, специфике работы с ребенком с РАС в форме мастер-классов, выступлений на пед. совете, ПМПконсилиуме.
(Слайд) Индивидуальное консультирование родителей по темам «Как научить ребенка с аутизмом держать карандаш», «Выбор тематики для совместного рисования с ребенком с РАС» и др. помогают повысить педагогическую компетентность родителей особого ребенка.
(Слайд) Педагог-психолог принимает участие в интернет-форумах по аналогичной проблеме для повышения своего профессионального мастерства.
(Слайд) Мы предполагаем, что при реализации нашей программы могут возникнуть следующие риски:
1. отсутствие подкрепления со стороны родителей снижает эффективность работы;
2. структура занятий может быть нарушена из-за особенностей ребенка с РАС : быстрое пресыщение, плохая переключаемость на другой вид деятельности, низкий психофизиологический тонус в целом, что потребует увеличение количества занятий;
3. нерегулярность занятий по причине частой заболеваемости ребенка с РАС, что приведет к удлинению периода реализации программы.
На контрольном этапе в мае планируется проведение контрольной диагностики уровня развития мелкой моторики ребенка с целью определения эффективности проделанной работы.
В случае хорошей эффективности проделанной работы разрабатываются методические рекомендации для специалистов – педагогов-психологов;
Методические рекомендации размещаются на страничке психолога на сайте ДОУ.
Мы надеемся на удачное окончание нашего проекта. Спасибо за внимание.