Альфия Шарибжанова
Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование сенсорно-моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время данная проблема очень актуальна и заключается в том, что сенсорно-моторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей и успешной готовности к школе а главное психо-эмоциональному благополучию. Над данной проблемой я работаю не первый год и мне хотелось бы поделится своим опытом работы.
Публикация «Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «солнышки» - мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки…нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!
Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п
Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Строя свою работу по сенсорному воспитанию, я основывалась на лучших достижениях авторов разработчиков сенсорного воспитания.
С помощью игр – я не только передаю определенные знания, формирую представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры по сенсорному воспитанию включаю не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая мною работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.
Начиная с первых дней учебного года провожу дидактические игры в сенсорном центре (уголке). Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких игр побуждаю малышей:
1)аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их на пол;
2) не мешать сверстникам;
3) инициативно обращаться за помощью и оценкой результата;
4) завершив действие, обмениваться с детьми игрушкой.
«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста»
В начале учебного года я использую простейшие пособия дидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, пирамидки из трех колец и сенсорно-дидактическую юбку для адаптации малышей.
По мере освоения действий постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидки из пяти колец.
Позднее сенсорный центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.
Подбирая материал для игр, учитываю, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом не ставлю на стол однотипные или одинаковые игрушки, иначе малыши могут перепутать их части.
В игре с детьми я стараюсь создать принцип психологической комфортности, создания у ребенка положительного отношения к материалу.
Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсорно-моторной сферы детей позволит сформировать знания о сенсорных эталонах определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала велечин, цветовой спектор, система фонем, др. и научить использованию специальных действий необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсорно-моторных процессов создаются такие условия в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.