Татьяна Пешикова
Сенсорное воспитание детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
При определении основных способов организации работы по формированию перцептивной деятельности детей с ментальными нарушениями следует исходить из принципа целесообразного сочетания основных форм обучения в группе, в зависимости от задач и содержаний методов обучения. Один из наиболее важных направлений в общем развитии ребенка с ОВЗ – это сенсорное воспитание.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В данном направлении сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнетивной сферы ребенка. Сенсорное воспитание и развитие внимания служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
На начальных этапах восприятии ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.
Другой важной стороной сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятие во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
Важно помнить, что с детьми с различными видами ментальных нарушений нужно работать не теряя с ними визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт детей. Сначала все действия выполняются совместно с ребенком, поскольку это максимально соответствует возможностям детей, а за тем идет показ выполнения того или иного действия, а затем самостоятельное исполнение.
Все занятия по сенсорному воспитанию направлены на : развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие слухового внимания, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие вкусового восприятия. Сенсорное воспитание осуществляется специалистами и педагогами групп «особый ребенок» не только в условиях занятий, но и в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, именно это способствует внутреннему обогащению чувственного опыта ребенка, через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей.