Маргарита Ильяшенко
Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Обращать внимание на сенсорное развитие ребенка необходимо для успешного обучения ребенка, для его более эффективного знакомства с окружающим миром. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Публикация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, на сколько часто он сталкивается с новыми, еще не знакомыми сенсорными стимулами.
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала.
Неоценимую пользу в сенорном воспитании детей, приносит применение дидактических игр в повседневной работе с детьми.
В дошкольной педагогике игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Дидактическая игра – это не только развлечение или яркие фигуры, объемные формы и тактильно-приятные материалы, дидактическая игра – это способ, метод и средство познакомить ребенка с окружающим миром, с абстрактными или неясными понятиями (холодный, горячий, жесткий, мягкий, далеко, близко и т. д.).
На дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первой предоставлено право ознакомить его с формой, цветом, звуком, пространственными признаками. В этом выражена потребность ввести ребенка в понимание свойств и качеств окружающих его чувственно воспринимаемых вещей, предметов и явлений природы.
Организация дидактических игр осуществляется следующим образом :
Подготовка: необходимо отобрать игры, которые будут доступны ребенку по возрасту, умственным способностям, будут отвечать задачам обучения и подготовить необходимый дидактический материал. Затем, непосредственно при взаимодействии ребенка с игрой, необходимо доступно объяснить ребенку содержание игры, объяснить ее ход и правила, а затем проанализировать проведенную работу.
Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование общих представлений о мерах, происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только точность различения, называние форм, цвета и т. д, о чем уже упоминалось, но можно заметить и увеличение объема сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет).
Есть еще одно важное назначение дидактических игр в сенсорном воспитании : они могут помочь обнаружить состояние сенсорного развития, констатировать, чем же ребенок владеет в данный момент, для того чтобы целесообразно организовывать его сенсорное воспитание; дидактические игры могут помочь определить, чего достиг ребенок в своем сенсорном развитии.
Сенсорное развитие ребенка при систематическом подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре, мы открываем перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.