Юлия Шорыгина
Сенсорное развитие детей в режимных моментах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Период раннего возраста является наиболее благоприятным для познания и восприятия окружающего мира. Именно в этом возрасте, по исследованию ученых, ребенок приобретает 70% информации об окружающем мире. Поэтому взрослым в этот период необходимо создать все условия для максимального развития сенсорных способностей детей. Большую часть времени дети проводят в детском саду, где в течение дня происходит чередование различных видов деятельности и режимные моменты, которые в раннем возрасте занимают очень много времени. Работая с детьми раннего возраста, я задумалась над тем, как с максимальной пользой для развития сенсорных навыков использовать время режимных моментов.
Публикация «Сенсорное развитие детей в режимных моментах ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. На их основе у ребенка формируются понятия о размере, форме, цвете, звуках, запахах, вкусе. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания: запоминания, мышления, воображения строятся на основе восприятия. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на восприятие. Восприятие-это чувственное отражение действительности в сознание. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистых рта и носа. Но наличие этих органов - это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Малыша необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Большую часть информации человек воспринимает непосредственно органом зрения.
ЗРЕНИЕ
В ходе режимных моментов мы развиваем зрительное восприятие: восприятие формы, цвета, величины, пространственной ориентировки. Во время утреннего приема, если ребенок плохо расстается с родителями, мы предлагаем ему рассмотреть куклу, яркую игрушку или покатать машину. При этом мы беседуем, какая она, большая или маленькая, какого она цвета. Можно предложить детям игры: «Подбери по цвету», «Веселые прищепки», «Найди пару», «Чья дорожка длиннее», «Четвертый лишний». Таким
образом, мы содействуем запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
Так, во время подготовки к приему пищи мы обращаем внимание на сервировку стола: цвет салфеток, форма и размер посуды и столовых приборов. Рассматриваем пищу: рассказываем детям, что борщ имеет красный цвет из-за того что в него добавляют свеклу, а она красного цвета. Формируем умение обследовать предметы: учим детей выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Те же задачи позволяют решать такие режимные моменты, как подготовка к прогулке и одевание после дневного сна. Например, игры «Длиннее-короче», «Найди по цвету», «Подбери пару».
Выходя на прогулку, мы наблюдаем за клумбами, деревьями и кустарниками на территории детского сада. Природа – уникальный материал для сенсорного развития дошкольников.
СЛУХ
Развитие слухового восприятия ребенка раннего возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение для познавательного развития ребенка.
Звуки окружают малышей повсюду. Звуки природы, города, детского сада воспринимаются дошкольниками раннего возраста неосознанно. Во время режимных моментов мы обращаем внимание ребят на окружающие их звуки. Например, во время умывания мы прислушиваемся, как журчит вода; готовясь ко сну, учимся слушать тишину. Отправляясь на прогулку, мы наблюдаем за птицами и насекомыми прислушиваемся к их голосам, шум ветра, шум дождя, журчание весенней капели, шуршание листьев, скрип снега, звуки транспорта и другие звуки окружающего мира. Обращаем внимание детей на звуки и спрашиваем «Что там шумит?». Поддерживаем положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.
Многие режимные моменты мы сопровождаем музыкой. Во время утреннего приема используем веселую, узнаваемую музыку из детских мультфильмов или песни детских композиторов или просто поем песенки по желанию детей, вводя такие понятия как «Громко»-«Тихо». Это создает
благоприятный эмоциональный фон в группе. В период подготовки к тихому часу включаем спокойные, тихие мелодии, которые успокаивают детей, снимают напряжение и настраивают их на отдых.
Знакомим малышей с разными предметами - это может быть стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная ложка, даем возможность послушать звучание каждого предмета,из чего он сделан (стекло, бумага, дерево, ткань). Поиграть в игру «Послушай что упало?».
Закрываем глаза и переливаем воду или шуршим бумагой, но так как дети маленькие сначала делаем это со зрительной опорой. Перед тем как рассказывать о диких или домашних животных мы играем в игру «Чей голос ты слышишь?». Здесь можно поработать над интонацией. (Предложить громко полаять, или изобразить маленького котеночка и тихо помяукать).Так же можно провести работу над звукоподражанием поиграть в игру что за животное (ИГО-ГО, КВА-КВА, ГАВ-ГАВ). Во время одевания на прогулку обратить внимание на звучание элементов одежды: молнии, клепок, липучек, видов тканей (шуршит, не шуршит).
ОБОНЯНИЕ И ВКУС
Системы сенсорного восприятия, в частности, обоняние и вкус – это настоящее богатство, которым наделила природа человека. Буквально с рождения младенец уже наделен этими возможностями, он различает запахи, может распознать на вкус соленое, горькое, сладкое или кислое. Обоняние позволяет насладиться приятными запахами, а вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищи.
Формирование вкуса у ребенка начинается с приема пищи. Кроме навыков самообслуживания дети получают новый сенсорный опыт. В осеннее зимние периоды за обедом мы используем в пищу лук и чеснок. Мы говорим детям, что лук имеет горький вкус, но, не смотря на это, он очень полезный. Лимонный напиток или напиток из ягод имеют кисло-сладкий вкус. Во время завтрака предлагаем детям понюхать запах свежего хлеба. Играем в игру «Отгадай фрукт по запаху». Во время целевых экскурсий к «Огороду» мы знакомим детей с запахом пряных трав, которые там растут (базилик, петрушка, укроп).
ОСЯЗАНИЕ
Осязание является одним из наиболее обширных способов познания окружающего мира, так как тактильные клетки находятся по всему телу. Одеваясь на прогулку, мы обращаем внимание детей на то, что есть сапоги кожаные, а есть резиновые. Во время гигиенических процедур экспериментируем вместе с детьми с водой, мылом, тканью. Играем в игру «Мокрые и сухие ладошки». Меняем температуру воды. Вытирая руки,
сравниваем два полотенца: одно махровое – мягкое и льняное - более грубое. Отправляясь на дневной сон, обращаем внимание, что подушка мягкая, а одеяло теплое. После дневного сна малышей ждет дорожка здоровья с разными материалами: пуговицы, мех, мешочки с крупами. В группе детского сада детей окружают предметы из самых разных материалов, с которыми они взаимодействуют и при правильном сопровождении взрослого, исследуют их, обогащая свой сенсорный опыт.
Мы стараемся активно работать с родителями. Для того, чтобы правильно организовать взаимодействие по этому вопросу с семьями ребят, было проведено анкетирование «Что я знаю о сенсорном развитии», которое показало, что большинство родителей слышали о важности сенсорного развития малышей, но не знают, как его осуществлять. Поэтому нами было проведено родительское собрание, на котором мы познакомили мам и пап с практическими рекомендациями по Сенсорному воспитанию детей раннего возраста. А так же силами родителей в группе было создано дидактическое пособие для развития детей «Чудо дерево», которое можно использовать, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Вывод: Таким образом, при правильной организации режимные моменты в группе раннего возраста позволяют формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развивать все виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; положительно влияют на общее психическое и физическое развитие ребенка раннего возраста.