Расима Асмандиярова
Активизация словаря детей раннего возраста в режимных моментах. Конспект НОД по формированию КГН «Кукла Маша проснулась»
▼ Скачать + Заказать документы
Расима Асмандиярова
Активизация словаря детей раннего возраста в режимных моментах.
Возраст детей : 1-2 года
Одним из пяти направлений развития и образования детей, изложенных во ФГОС является речевое развитие, которое включает овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Активизация словаря детей раннего возраста в режимных моментах, Конспект НОД по формированию КГН „Кукла Маша проснулась“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Младшая группа
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
В контексте данного направления нами организована работа по активизации, закреплению и обогащению словаря детей.
Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи).
Цель нашей работы – максимально способствовать активизации словаря детей раннего возраста за счёт широкого использования художественного слова в режимных моментах.
Достижению цели способствует реализация следующих задач:
- развитие игровой деятельности малышей; (предшествующие дидактические игры с куклой, рассматривание иллюстраций, манипуляции с предметами,
- расширение содержательной и эмоциональной стороны режимных моментов.
В нашей работе активно используется такой прием, как чтение и заучивание потешек.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Именно поэтому они являются важной составляющей частью образовательной деятельности. При этом решается несколько задач:
- организация и проведение режимных моментов;
- воспитание звуковой культуры речи.
Потешки способствуют обогащению словаря ребенка. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием :
- формирование грамматического строя речи;
- развитие монологической и диалогической речи;
- развитие мелкой моторики.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков
“Кукла Маша проснулась”
Программное содержание
Образовательная область “Познание” :
- закреплять знание предметов одежды, название туалетных принадлежностей;
- помочь запомнить последовательность действий утреннего туалета.
Образовательная область “Коммуникация” :
- обогащать словарный запас глаголами, сопровождающими утреннее пробуждение: встала, проснулась, умывается, намыливать, смывать и др. ;
- активизировать существительные, обозначающие предметы: мыло, расческа, полотенце, тазик;
- учить слушать потешки, вызвать желание договаривать слова за воспитателем.
Образовательная область “Социализация” :
- развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.
Образовательная область “Здоровье” :
- формировать культурно-гигиенический навык умывание, его последовательность.
Материал и оборудование:
1. В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Маша спит в кроватке.
2. Умывальник, полотенце, мыло.
Предварительная работа: разучивание потешки "Петушок, петушок".
Ход игры
У входа в группу детей встречает петушок.
- Здравствуйте ребята. Я хочу, чтобы вы рассказали стихотворение обо мне, которое вы выучили.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
- Ребята, я приглашаю вас в с в гости к кукле Маше? Пойдете со мной.
- Ой, Маша еще спит. Наверное, надо ее разбудить и помочь ей собраться в детский сад?
- Кто нам может помочь Машу разбудить? Петушок.
- Как петушок всех будит? (Поет ку-ка ре-ку)
- Давайте прокричим как петушок и разбудим Машу?
- Проснулась Маша? (Да)
- Поможем ей одеться. Вот Машин стульчик - посмотрим, что на нем висит? (Майка, носочки, платье, тапочки)
- Что она одевает сначала? (Майку). Кто поможет Маше одеть майку?
- Потом оденем платье. Кто хочет помочь одеть платье?
- Что сейчас одевает Тема? (Платье)
- Что наденем на ножки? (Сначала носочки, потом тапочки)
(Оденем на Машу платье, тапочки.)
- Что еще надо обязательно сделать утром? (Умыться)
- Надо помочь нашей кукле умыться.
- Вот у нас есть кран, мыло и полотенце.
- А как мы это делаем? Покажем Маше? (Да)
- Сначала мы что делаем - закатываем рукавчики.
- Покажем, как мы это делаем. (Показываем)
- Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит. (Сопровождаем показ)
- Затем подходим к крану, открываем кран (показываем как)
- Открыли кран, взяли мыло- ручки намыливаем. (Показываем как, показ сопровождаем стихотворными строчками).
Мыли мылом пальчики,
Мыли мылом ручки,
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки.
Воспитатель:
- Ну что Маша запомнила, как ручки мыть?
Воспитатель намыливает кукле руки, спрашивая детей, что дальше делать.
Проговариваем весь алгоритм мытья рук, воспитатель моет руки Маше кукле.
Маша стала такая чистая и хочет в зеркало посмотреться.
(Смотрится в зеркало)
Ой, она расстроилась - волосики-то мы не причесали!
- Чем мы расчесываем волосики? (Расческой)
- Вот у Маши лежит расческа, давайте научим ее расчесывать волосики.
Воспитатель расчесывает кукле волосы, сопровождая стихотворными строчками.
Расти, коса, до пояса
Не вырони не волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
- Вот наша Маша оделась, умылась и расчесалась и может с нами потанцевать.
Танцуем под песенку из м. ф. “Маши и медведь” “Песенка об умывании”.