Василина Васильевна Томилова
Использование технологии сотрудничества в режимных моментах
Использование технологии сотрудничества в режиме дня
2-3 слайды Режимные моменты занимают большую часть времени, которое ребенок проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Организуя режимные моменты, воспитатель должен создать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Публикация «Использование технологии сотрудничества в режимных моментах» размещена в разделах
В требованиях к дошкольнику в рамках ФГОС представлено такое интегральное качество: «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, и сверстниками». Помочь добиться такого качества у дошкольника может только технология сотрудничества.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие. Поэтому, считаю необходимым, помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
Условия для развития сотрудничества создаются в разных видах деятельности: это обучение, игровая, трудовая, продуктивная и др. Мой выбор обучения навыкам сотрудничества в режиме дня через игру, так как именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через игру.
Задачи:
· Способствовать развитию взаимоотношений между сверстниками.
· Формировать умения распределять роли/функции и согласовывать свои действия с партнерами.
· Приобретать опыт сотрудничества.
4 слайд Игры на развитие сотрудничества можно использовать в любых видах деятельности, как часть организованной совместной деятельности, так и в режимных моментах. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ
благодаря технологии сотрудничества, у ребё нка формируются навыки:
- умения соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- умения принимать участие в коллективных делах и играх;
- умения уважительно относиться к окружающим людям;
- умения принимать и оказывать помощь.
Предлагаемые игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки сотрудничества, воспитать доброжелательные отношения друг к другу.
5 слайд. Игры на развитие интереса к партнеру по общению,
6 слайд. Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог
7 слайд. Игры на развитие навыков взаимодействия в группе.
Данные игры можно использовать как в первой, так и во второй половине дня. Например, такая игра как «Кто говорит?», мы с детьми ее переименовали в игру «Позови», у нас есть пару минут, когда помощник воспитателя накрывает на стол, будь то завтрак или же другой прием пищи. Эта игра развивает внимание к партнеру, слуховое восприятие. Ребята узнают друг друга по голосу, и называют имена того, кто к ним обращался. Я предлагаю вам по играть со мной в игры, развивающие сотрудничество. Первая игра на развитие интереса к партнеру по общению, называется «Закончи предложение» - цель игры учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказать о них. Данную игру можно использовать утром во время проведения утренней гимнастики, или же беседы. Так же можно поиграть с детьми на прогулке.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребё нок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….
Игра на развитие умения входить в контакт, вести диалог. Следующая игра называется «Катаем мяч» она может послужить физминуткой во время образовательной деятельности или же утреннего приветствия.
Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.
Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.
Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу:
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы – большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх,
Можем маленькими быть (руки вниз,
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).
Игра на развитие навыков взаимодействия в группе, под названием дрозд может так же послужить и мирилкой для детей, во время самостоятельной деятельности.
«Дрозды»
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)
У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
Обнять друг друга.
8 слайд. Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других детей и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).