Получи документы

Сенсорное развитие детей в игровой и изобразительной деятельности

Наталья Гурьева
Сенсорное развитие детей в игровой и изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Сенсорное развитие детей в игровой и изобразительной деятельности»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Сенсорное развитие детей в игровой и изобразительной деятельности» размещена в разделах

Приоритетное значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед педагогами задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие детей, подготовить их к обучению в школе.

Сенсорное воспитание, по мнению Л. А, Венгера, - это «система педагогических воздействий, направленность на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий». По мнению В. С. Мухиной, сенсорное воспитание дошкольника включает «две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленённо воспринимать окружающий мир»

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Педагог должен помочь детям накопить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве). Совершенствовать слуховое восприятие.

Программа «От рождения до школы» представляет современную модель развития взаимоотношений педагога с детьми в образовательном пространстве:

• от воздействия (1-й этап).

• к содействию (2-й этап).

• и элементам сотворчества (3-й этап)

Специфика каждого этапа раскрывается через характер потребности и возможности ребёнка в освоении нового социокультурного опыта, социокультурную ситуацию развития, форму взаимодействия педагога с детьми.

Пример с ложкой.

• От воздействия. Действует взрослый. Кормит ребенка, взрослый управляет ложкой. Но ребенок должен самостоятельно научиться действовать ложкой для освоения культурной нормой.

• К содействию. Вместе! Мотивирующие обстоятельства. Метод «рука в руке», чтобы дать образец действия. Создание мотивирующих условий и поддержке культурных практик.

• Сотворчество. Ребенок делает открытие для себя, о себе, открывает новое о себе для взрослых. Управление ложкой – это стучать ложкой, наряжать, а не только кушать. Это расширение возможностей применения предмета, опыт становиться гибким, а не только кушать суп. Ложка расписная, нарядить ложку как куклу, ложка в сказках, в театре для внучки, для медведя, где открывается мир красоты. Ложка в игровом пространстве – кормить куклу, в руке сформировано действие. Далее ребенок может представить, что это ложка и играть палочкой. Это общая траектория развития ребенка.

Пример с платочком.

С платочком возможны игры в прятки, смотреть через платочек на мир для того, чтобы получить эффект «цветное стеклышко». Можно складывать и получать геометрические фигуры, можно намочить, сплетать, делать косичку, гладить, шуршать и получать разные звуки, заморозить, спрятать в маленькую коробочку и получить новые сенсорные навыки и ощущения. Платок влажный, мокрый, сырой – расшатывание сенсорного эталона.

Пример дидактической игры «Фрукты и овощи».

Вырезать фрукты и овощи из цветной бумаги. Можно оставить портрет человека, цветы, дома, сказочных героев. Расширяя творческое воображение ребенка можно повторить цвета и названия фруктов и овощей.

Сенсорный эталон – это образец, зафиксированный в культуре как ориентиры и понимание для общения людей. Правила дорожного движения для того, чтобы люди могли понимать друг друга. В эталонах зафиксированы свойства, характеристики и качества предмета. Все знают цвета радуги, знают для чего ложка и вилка.

Психолог Леонид Абрамович Венгер в 1990 году ввел понятие «Расшатывание сенсорных эталонов». В научной литературе, посвящённой вопросам детской психологии и педагогики, отмечается, что в формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен хорошо разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия, а именно он должен:

- обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности,

- формировать эстетические чувства и представления,

- развивать образное мышление и воображение,

- учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В психолого-педагогической литературе сенсорное воспитание рассматривается как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Основная задача сенсорного воспитания дошкольников– своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий, чтобы они затем могли использовать свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей будет более осознанным и целенаправленным.

На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения : предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.

Таким образом, для сенсорного воспитания дошкольников занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует; интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Существует много техник нетрадиционного рисования – это тычок жесткой полусухой кистью или ватной палочкой, рисование пальчиками. Ладошкой, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, монотипия предметная, набрызг, отпечатки листьев.

Например, оттиск смятой бумагой делается следующим образом. Необходимо взять материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Список использованной литературы:

1. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] : Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет / Н. Ф. Губанова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие студентов СПО [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2007. – 420 с.

3. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2014. – 96 с.

4. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] : пособие для студентов высш. школы и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Академия, 2013. – 304 с.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей в игровой и изобразительной деятельности
Опубликовано: 2 октября 2020 в 07:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей в игровой и изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гурьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД