ольга трушникова
Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью Лего
▼ Скачать
О. С. Трушникова,
Студент 3 курса факультета педагогики и психологии
по направлению подготовки Педагогическое образование,
профиль «Дошкольное образование»,
КОГПОБУ Слободской колледж педагогики и социальных отношений
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(НА ПРИМЕРЕ LEGO DACTA)
Аннотация.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью Лего» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В данной статье рассмотрена проблема сенсорного развития детей раннего возраста посредством применения современных образовательных технологий, в частности технологии LEGO DACTA.
Цель исследовательской работы заключалась в теоретическом обосновании и апробировании возможностей современных технологий для сенсорного развития детей раннего возраста на примере LEGO DACTA.
В работе для достижения поставленной цели были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; метод опроса; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; анализ и обобщение данных.
В результате работы раскрыты содержание сенсорного развития детей раннего возраста, особенности применения современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста, изучен опыт работы педагогов по использованию современных образовательных технологий для сенсорного развития детей раннего возраста, разработан и реализован план формирующего эксперимента по использованию LEGO DACTA для сенсорного развития детей раннего возраста.
Ключевые слова: сенсорное развитие, дети раннего возраста, LEGO DACTA, образовательные технологии.
Keywords : sensory development, young children, LEGO DACTA, educational technologie
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что остро стоит вопрос сенсорного развития детей, заниматься которым необходимо с раннего возраста. Сенсорное развитие является базой для дальнейшего психического развития ребенка. От того насколько сформированным, точным и полным будет восприятие ребенком себя и окружающего мира, зависит его дальнейшее гармоничное становления личности.
Использование ЛЕГО-технологии в системе образования является актуальным в свете федеральных государственных образовательных стандартов. Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии. Одной из таких образовательных технологий является LEGO технология, которая является великолепным средством для интелектуального развития дошкольников обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей, так же позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. Примером применения LEGO технологий в ДОУ является использование конструктора LEGO DACTA. Они оказывают воздействие на чувства и сознание ребенка, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Тема использования современных образовательных технологий для сенсорного развития детей раннего возраста является актуальной, поскольку данные технологии соответствует требованиям дошкольного образования, а именно строится на тех же гуманистических основах. ЛЕГО-технологии можно назвать одним из самых эффективных средств, которые способствуют решению задач сенсорного развития детей раннего возраста.
Исходя из актуальности темы исследования, мы можем выделить противоречие между требованиями к дошкольному образованию по сенсорному развитию детей раннего возраста и недостаточным использованием современных образовательных технологий в работе с дошкольниками при изучении данной темы.
Перед нами была поставлена проблема исследования: каковы педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать возможности современных технологий для сенсорного развития детей раннего возраста на примере LEGO DACTA.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: современная технология LEGO DACTA как средство сенсорного развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы влияния современных технологий на сенсорное развитие детей раннего возраста
Провести опытно-экспериментальную работу по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством современной образовательной технологий и LEGO DACTA.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в воспитательный процесс детей раннего возраста современных образовательных технологий будет способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста при условии :
- формирование сенсорного восприятия в совместной игре LEGO DACTA с воспитателя с детьми;
- создание условий для самостоятельной детской игры;
- привлечение родителей в процесс сенсорного развития детей.
В ходе написания работы были применены такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ программ дошкольного образования, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом анализе психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами современных образовательных технологий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации перспективного плана по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.
Методология и результаты исследования
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых:
Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. А. Янушко и др. об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста;
Н. А. Карпухина, Л. Г. Комарова, И. Петрова, И. С. Погудкина, И. П. Подласый, Х. В. Хабарова и др. о применение современных технологий в развитии детей.
Для решения первой задачи, поставленной в исследовании, были рассмотрены теоретические основы влияния современных технологий на сенсорное развитие детей раннего возраста
В современной психологии, по мнению Е. А. Янушко, под термином «сенсорное развитие» понимается развитие восприятия (перцепции). Согласно толковому словарю иностранных слов перцепция – это непосредственное отражение объективной действительности органами чувств [10].
Но как отмечают выдающиеся психологи А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин, «в каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимаемого, его чувства, эмоции» [2; 9].
Мы пришли к выводу, что отечественная система сенсорного воспитания детей расширяет традиционное содержание сенсорного развития, в том числе ориентацию во времени, развитие музыкального и речевого слуха. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «сенсорное развитие» как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах объектов: их форме, цвете, размерах, положении в пространстве, а также обонянии, вкусе и т. д. Для того, чтобы у ребенка формировались точные, целостные сенсорные эталоны, полное представление об окружающей его действительности необходимо своевременное, целенаправленное сенсорное воспитание, «педагогическое руководство» сенсорным развитием.
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства : создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.
В труде Х. В. Хабаровой «Педагогические технологии в дошкольном образовании» под технологией понимается объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Автор рассматривает педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике [8, c. 78].
Доктор педагогических наук, профессор И. П. Подласый утверждает, что педагогическая технология – это связанные в одно целое методы, средства, способы, материальные ресурсы, обеспечивающие достижение цели [6].
По мнению педагога-психолога И. С. Погудкиной, ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является принципом обучения. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры, и в этом смысле вести за собой. Для этого существуют современные педагогические технологии [5].
Среди современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста используются технологии исследовательской деятельности, бизиборды, ковролининг, Су-Джок терапия.
Автор пособия «Строим из Лего» Л. Г. Комарова выделяет лего-технологии - развивающие конструкторы, получившие свое название – лего и обладающие большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях. Лего-технология непосредственно связаны с сенсорным развитием, так как в процессе конструирования идет формирование представлений о предметах, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положению в пространстве. При конструировании ребё нок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий. С детьми раннего возраста используются конструкторы с крупными элементами и простыми соединениями деталей [3].
И. Петрова выделяет конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях. По мнению автора большое значение конструктора LEGO «DACTA» имеет при сенсорном развитии, особенно в раннем возрасте. Ведь сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Обучение с использованием технологии LEGO DACTA в раннем возрасте происходит в дидактических упражнениях и в специально созданных педагогом ситуациях, при которых они учатся различать конструкции по форме, величине, составу деталей, размещению в пространстве, устойчивости, цветовому решению и другим признакам [4].
Н. М. Терехова обозначает, какие психофизические характеристики развиваются у детей раннего дошкольного возраста в процессе обучения с использованием технологии LEGO DACTA :
- развитие психических процессов: памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»); внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);
- развитие сенсорных эталонов : цвет (дидактическая игра «Змейка»); форма (дидактическая игра «Двойняшки»); величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);
- развитие речи : дидактические игры «Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;
- знакомство с окружающим миром: дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий» [7].
На сенсорное развитие детей в раннем возрасте оказывают влияние многочисленные факторы, но самыми важными из них являются манипуляции с игрушками. Конструктивные способности формируются на основе перцептивных действий с предметами. Однако сами по себе перцептивные действия не возникают, им необходимо обучать, демонстрируя определенные образцы. Если же в раннем возрасте не уделять этому должного внимания, то в младшем дошкольном возрасте ребенок окажется неготовым к освоению сенсорных эталонов. В связи с чем, воспитатели обращаются к современным технологиям сенсорного развития, начиная с двухлетнего возраста. Для того чтобы определить наиболее эффективные современные технологии нами был изучен опыт педагогов практиков по использованию современных технологий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Изучение опыт передового куда педагогического куда опыта лрпоказывает, что педагоги в работе с детьми раннего возраста используют различные современные педагогические технологии для сенсорного развития. Это ясно приводит съем к положительному результату в развитии детей раннего возраста. Опыт педагогов дошкольных стаж учреждений указ показывает, что ясно современные технологии помогают в организации воспитательно-образовательного процесса, создавая благоприятные условия для развития малышей.
Проведя анализ литературы по теме исследования, стало очевидно, что одним из лучших средств для сенсорного развития детей раннего возраста, являются современные образовательные технологии в частности технология LEGO DACTA.
При решении второй задачи была реализована опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством современной образовательной технологий и LEGO DACTA.
Работа сенсорному развитию у детей раннего возраста проводилась на базе МКДОУ «Центр развития ребенка» детский сад № 96 г. Кирова. В эксперименте приняли участие 15 детей 2-3 лет.
С целью выявления первоначального уровня сенсорного развития у детей 2-3 лет, был проведен констатирующий эксперимент, в котором были использованы диагностические методики, предложенные Е. А. Стребелевой, Л. А. Венгера, М. И. Земцовой. Методика состоит из 4 заданий для определения формы, цвета, величины и восприятия предмета. Проведенная диагностика показала недостаточный уровень сенсорного развития детей третьего года жизни. Так же мы провели анкетирование родителей с целью определить уровень знаний о сенсорном развитии детей и уточнить их потребность в изучении данного материала.
Анкета состояла из 7 вопросов, в анкетировании приняли участие родители всех 15 детей. Проанализировав ответы родителей, мы можем сделать вывод, что большинство родителей не знают что такое сенсорное воспитание детей, не имеют представления о значимости сенсорного воспитания в развитии детей, родители предпочитают давать ребенку телефон, а не игры по сенсорному воспитанию, мало уделяют времени занятиям с детьми. Так же стоит отметить, что родители хотели бы получать помощь педагогов по сенсорному воспитанию детей в виде консультаций и наглядной информации.
Мы пришли к выводу, что с детьми необходимо организовать совместную деятельность педагога и детей с использованием технологии LEGO DACTA, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста, вести просветительскую работу по сенсорному воспитанию с родителями.
На формирующем этапе эксперимента нами был составлен план формирующего эксперимента, включающий 21 игры с использованием конструктора LEGO DACTA с детьми: 2 раза в неделю по 15 минут в режимные моменты. Вначале для обогащения РППС группы в уголок сенсорного развития был внесен конструктор LEGO DACTA. Детей познакомили с конструктором, показали как правильно соединять детали. Конструктор поставили так чтобы он находился в свободном доступе у детей, так дети в свободное время могли взять его и самостоятельно поиграть. Далее были проведены такие игры как «Разложи детали в домики по цвету», «Змейка», «Какого цвета предмет?», «Сделай такой же коврик», «Какого цвета не стало?», «Найди такой же формы», «Закрой окошки», «Подбери пару», «Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия», «Какая фигура лишняя?», «Сравни башни по высоте», «Разложи большие и маленькие детали в две коробки», «Собери башню», «Что лишнее?», «Построй длинную (короткую) дорожку!», «4 лишний», «Есть у тебя или нет?», «Принеси и покажи», «Не ошибись Петрушка!», заключительным мероприятием стало развлечение «Путешествие в страну Лего-го».
Для того чтобы познакомить родителей с особенностями сенсорного развития, а так же возможностями применения конструктора LEGO DACTA нами был разработан план взаимодействия с родителями, включающий родительское собрание: «Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с помощью конструктора ЛЕГО», буклет для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста», консультация для родителей «Лего-конструирование как фундамент сенсорного развития детей дошкольного возраста».
Для определения динамики уровня сенсорного развития у детей раннего возраста, был проведен контрольный этап эксперимента. Были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
В результате контрольного этапа нами было выявлено, что у детей, в отличие от результатов констатирующего этапа, теперь преобладает высокий уровень сенсорного развития. При сравнении уровня сенсорного развития до проведения игр с использованием LEGO DACTA и после них, видна положительная динамика уровня сенсорного развития.
Так, количество детей, имеющих высокий уровень сенсорного развития увеличилось на 33%. Практически все дети, которые до эксперимента имели средний уровень развития представления, достигли высокого уровня. Значительно сократилось с 27% до 0 детей (снизилось на 27%) количество ребят, имеющих низкий уровень сенсорного развития. Поэтому можно сделать вывод об эффективности проведенного эксперимента (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика сенсорного развития детей раннего возраста на контрольном этапе
Исходя из представленной диаграммы, мы можем сделать вывод, что проведенная работа с детьми способствовала повышению уровня сенсорного развития у детей раннего возраста. Анализ полученных в ходе контрольного этапа эксперимента результатов показал положительную динамику в процессе сенсорного развития у детей раннего возраста.
Заключение
В заключении мы можем отметить, что использование технологии LEGO DACTA является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, предоставляет ребенку возможность экспериментировать, например дети самостоятельно строили конструкции из лего, подбирали детали по форме методом проб. Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и при самостоятельной игровой деятельности. По результатам проведенной работы мы пришли к выводу, что дети стали чаще включать в самостоятельную игру конструирование, строить гаражи, домики, дороги. Лего технологии способствуют развитие высших психических процессов: памяти, внимания, формируют логическое мышление. Помогает закрепить сенсорные эталоны. Играя, ребенок подходит к конструированию с творческим взглядом. Ему не надоедает игра, а наоборот позволяет совершенствовать свои навыки, учит терпению и усидчивости.
Так же еще одним результатом использования Лего-конструктора является формирование некоторых навыков общения:
- взаимодействие в другими детьми в группе;
- дети учились слушать друг друга
- учились слушать инструкцию педагога.
Для формирования данных навыков требуется достаточно длительная и кропотливая работа, но можно сказать, что начало нами положено. Необщительные дети научились находить общий язык. Наиболее активные дети освоили усидчивое, интересное занятие, которое поможет им стать более сконцентрированные. А дети в группе научились работать совместно.
Кроме того, родители воспитанников так же заметили, что дети стали чаще использовать навыки работы с конструктором в домашних условиях.
Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников на следующих этапах развития, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (утверждена приказом Министерством образования и науки РФ 17 октября 2013 г. № 1155). – М. : Просвещение, 2019. – 53 с.
2. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец. – М. : Просвещение, 1963. – 98 с.
3. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л. Г. Комарова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. – 112с.
4. Петрова, И. ЛЕГО-конструирование : развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет / И. Петрова // Дошкольное воспитание. 2017. – № 10. – С. 112-115.
5. Погудкина, И. С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста / И. С. Погудкина. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 176с.
6. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – М. : Юрайт; Высшее образование, 2014. – 468 с.
7. Терехова, Н. М. Лего-технологии как средство сенсорного развития детей раннего возраста (из опыта работы) / Н. М. Терехова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://27814.maam.ruhttps://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/10/31/353-357.pdf
8. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017. - 328 с.
9. Эльконин, Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве / Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2007. – 317 с.
10. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е. А. Янушко. – М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. – 351 с.