Ирина Моисеева
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактических игр и пособий
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактических игр и пособий»
Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т. е. с помощью глаз, ушей, носа, рта и кожи. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, запахе и вкусе При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В ФГОС ДО выделены направления развития детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира-форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение данной задачи педагогами ДОУ осуществляется в рамках сенсорного развития. От уровня сенсорного развития зависит дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка, успешное освоение образовательной программы. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Несмотря на важность сенсорного развития детей раннего возраста налицо видны противоречия между:
Необходимостью создания развивающей предметно-пространственной среды и недостаточной насыщенностью среды
Осуществление сенсорного развития на занятиях и поиском других форм работы с детьми
Необходимостью обогащения сенсорного опыта в семье и отсутствием взаимопонимания по данному вопросу, неготовностью всех семей к новым формам сотрудничества
Диагностиа показала,что дети пассивны в играх с предметами разной формы, размера, цвета. В основном раскладывают, перекладывают предметы безрезультатно. Выполняют аналогичное только в совместной со взрослым игре. Не проявляют инициативность и самостоятельность в действиях с различными предметами. Лишь небольшое количество детей пытается выделять и учитывать цвет, фору, величину при выполнении ряда практических действий.
6 сл. Исходя из этого целью работы стало – Стимулирование познавательного интереса воспитанников раннего возраста через знакомство с различными сенсорными свойствами предметов
Достижение цели предусматривало решение следующих задач: Организовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира;
Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину, называть свойства предметов;
Формировать интерес к самостоятельным действиям с разнообразными предметами;
Обеспечить сотрудничество в работе родителей и педагогов 8 сл.
ФГОС ДО предъявляет определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3)
Поэтому, мы старались организовать РППС в соответствии с этими требованиями. Наша среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
С целью создания условий для развития мелкой моторики рук использовалась Ширма, которая обеспечивает накопление разнообразных зрительных, слуховых, тактильных впечатлений. Развивает координацию движений обеих рук, воображение
В результате частой сменяемости деталей ширмы у детей формируется любознательность, инициативность в действиях с различными предметами.
Для побуждения к действиям с предметами разной величины, формы, цвета, обогащение сенсорных представлений использовала мягкий сенсорный куб
В процессе игры дети изучают функциональность каждой мелкой детали.
Двигая замок-молнию, расстёгивая пуговицы, открывая карманы на различных застёжках, ребёнок не только развивает мелкую моторику, но и развивает навык самообслуживания, т. е. в дальнейшем научится самостоятельно одеваться и раздеваться
Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Принимали участие в изготовлении большого количества игр и пособий. Семья Бодеевых изготовила игру «Спрячь мышку», семья Чирковых – «Феечки», семья Ордяковых- «Божья коровка», семья Дуровых-«Цветные горошины». Смастерив какую-либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в играх. Брали дидактический материал домой.
Экран активности родителей показал значительные изменения в отношении семей к участию в жизни группы.