Эльмира Вагапова
Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста
Ранний возраст-
важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности.
Публикация «Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.
В работе с детьми раннего возраста воспитателю необходимо создать предметно-пространственную среду соответствующую этому возрасту.
Важную роль в предметно-развивающей среде занимают дидактические пособия и игры.
Дидактика (др. греч. – получающий) – раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирование убеждений, определяет объем и структуру содержания образования.
Дидактическое пособие – издание, предназначенное для помощи в обучении, развитии, воспитании, абилитации и реабилитации детей.
Дидактическая игра – активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Учатся культуре общения друг с другом. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр : - с игрушками и предметами; - настольно-печатные; - словесные
В группе должны быть разнообразные дидактические игры и пособия, и их содержание должно соответствовать возрасту детей.
Игры с предметами и игрушками
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
Расширять и уточнять знания детей;
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);
Совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; правильно произносить звуки речи);
Воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки
Для развития координации мелких движений организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (два яблока, две варежки и т. п.). далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу ( например: найти две машины, из которых одна легковая, а другая грузовая)
Так же к настольно-печатным играм относятся игры – лото, где ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика таких игр очень разнообразна
Еще к настольно печатным играм относятся игры домино. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Транспорт», «Ягоды», «Герои сказок» и др.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
Словесные игры
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции ( например: «У медведя во бору», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая»).
А сейчас мы хотим представить вашему вниманию некоторые из дидактических пособий и игр, которые мы используем при работе с нашими детьми.
Дидактическое пособие «Яички в домике»
Цели:
Формировать умение различать и правильно называть четыре основных цвета
Учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева на право, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику
Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»
Цели:
Закреплять умение детей называть предметы и их цвет
Развивать зрительную и тактильную память, внимание
Дидактическое пособие«Волшебные прищепки»
Цели:
Учить детей подбирать прищепки нужного цвета и соотносить их к картинке по цвету
Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения
Дидактическое пособие«Зайкин сад»
Цели:
Развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, тактильных ощущений ребенка
Формировать элементарные знания об окружающем мире.
Развивать речевые навыки
Содействовать развитию логического мышления
Развивать творческое воображение
Цели:
Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов, игрушек
развивать координацию мелкой моторики пальцев рук
Стимулирование поисковой и творческой активности ребенка
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего возраста.
Спасибо за внимание.
Презентацию подготовила воспитатель Вагапова Э. Б.