Малинина Ольга
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»
Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. В соответствии с действующим федеральным государственным стандартом дошкольного образования отдельным разделом в содержании образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры и упражнения, основная задача которых - это накопление разнообразного сенсорного опыта.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Профессор Н. М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Цель и задачи педагогической деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы по данному направлению позволил нам поставить следующую цель педагогической деятельности.
-Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений. Для реализации цели мы определили следующие задачи.
Свою работу мы разделили на три этапа. На первом этапе провели:
-Диагностику сенсорного развития детей.
-Анкетирование знаний и представлений родителей по данному направлению. Для нас было важно выяснить, занимаются ли родители со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний по данной проблеме. Для этого провели анкетирование среди родителей, которое показало, что родители плохо знакомы с понятием сенсорика и не имеют о нем четкого представления. Но проявили заинтересованность и желание к сотрудничеству.
На начало года, дети недостаточно владели практическими действиями по отбору и группировке предметов по цвету, форме, величине; путали названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствовали названия некоторых основных цветов, фигур, величин. Дети, выполняя задание, допускали ошибки, не проявляли интереса к игровому материалу, размещенному в группе.
Так же был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды группы по данной теме. Развивающую среду группы наполнили игрушками, играми, предметами, которые бы помогли сформировать у детей сенсорные способности :
-в уголке физо разместили: мячи, флажки, кольца и другое оборудование, отличающееся цветом и размером;
-в уголке изобразительной деятельности: разноцветные карандаши, пластилин, игры – упражнения : «Спрячь мышку», «У кого какое платье»;
-в природном уголке материал, способствующий развитию тактильных ощущений : фольга, крупные ракушки, камешки, орехи, шишки для игр: «Угадай, что в шарике», «Вкусная каша», «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь»;
-в уголке для сюжетных игр, подобрали игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, куклы в разноцветных платьях и т. д.).
В уголке сенсорного развития подобраны и изготовлены разнообразные игры и игровые пособия по данной теме. Все дидактические пособия яркие, крупные по размеру, имеют большой эмоциональный заряд. Разнообразные лото, вкладыши, сортеры, шнуровки, мозаики, кубики, картинки, музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки и т. д.) привлекают ребят и вызывают желание поиграть с ними.
На втором, основном этапе своей работы все дидактические игры и упражнения, предназначенные для решения задач сенсорного развития детей, мы разделили на три группы (на слайде) :
– дидактические игры и упражнения, направленные на ознакомление с цветом;
– дидактические игры и упражнения, направленные на ознакомление с формой;
– дидактические игры и упражнения, направленные на ознакомление с величиной;
Сама игра проходит в 3 этапа. Сначала дети знакомятся с дидактическим материалом (предметами, картинками, его свойствами, качествами. Правила лучше объяснять по ходу игры, показывая игровые действия, причем необходимо обращать внимание на каждого ребенка, чтобы у него сложилось впечатление, что слова воспитателя направлены именно к нему. В конце игры проводится подведение итогов, в процессе которого, как правило, отмечаются только положительные стороны игры и достижения каждого ребенка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Дидактические игры с игрушками и предметами, а так же настольно-печатные дают возможность дошкольнику изучать свойства и качества предметов, активно манипулируя с ними, именно это и помогает решению задач сенсорного воспитания (знакомство с цветом, формой и величиной).
Дидактические игры, направленные на ознакомление с цветом.
В ходе работы по ознакомлению с цветом ребята знакомились с цветовыми эталонами, изучали основные цвета. Учились группировать, соотносить предметы по цвету. Использовались такие игры как: «Собери бусы для Маши», «Подбери чашки к блюдцам», «Воздушные шары», «Украсим ёлочку к празднику» и др. Когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет?», «Кто быстрее разложит по баночкам?» и т. д.
Дидактические игры, направленные на ознакомление с формой.
К трем годам дошкольники уже имеют некоторые представления о форме, и их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Дети должны усвоить внешнюю форму предметов и запоминать их названия. В процессе выполнения заданий ребенок учится подбирать к определенной геометрической фигуре предметы и их изображения соответствующей формы, причем обращать внимание необходимо именно на геометрическую фигуру как образец. При знакомстве детей с геометрическими формами мы обучали их приему обведения контура. Для ознакомления детей с формой предметов использовали такие игры и упражнения : «Какие бывают фигуры?», «Кому какая форма?», «Найди предмет такой же формы» и др. Осуществляли такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
Дидактические игры, направленные на ознакомление с величиной.
Игры и упражнения данной группы направлены не только на формирование у дошкольников представлений о величине предметов, но и на овладение умением обозначать эти отношения словами (большой, маленький, самый большой). Знакомство с величиной предполагает использование таких игр и упражнений как : «Соберем башенку», «Соберем пирамидки», «Собери матрешку» и др. Постепенно в процессе игр ребенок учится определять и подбирать предметы одинаковой величины по заданному образцу, что способствует развитию глазомера. Для этого предназначены игры «Найди такое же колечко», «Сделаем столбики», «Сбор фруктов. Постепенно дети овладевают умениями группировать однородные предметы по величине, форме и цвету, причем объединение в группы может осуществляться как по одному признаку (цвет, так и по двум признакам (величина, форма) одновременно. Для этого часто использовались блоки Дьенеша. Яркие, многофункциональные. Они становились и печеньем для Зайчика, и конфетами для гостей, и бусами для мамы.
Сенсорное развитие детей осуществлялось как на занятиях, которые проводились в форме организованных дидактических игр так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей обязательно обращала внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви. В утренние часы проводила индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Во время режимных моментов обращала внимание на цвет полотенец, фартуков, посуду, салфеток и пр. В сюжетных играх обращали внимание на величину, цвет и форму предметов "А компот мы из каких яблок будем варить – больших или маленьких?", "Какого цвета подать тебе тарелочку?" и т. д.
Основными методами деятельности педагога с детьми являлись: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности: «И Ваня, и Даша, все дети будут слушать, что расскажет и покажет кукла Маша». Роль взрослого в самостоятельной игровой деятельности заключается в том, чтобы у детей было в запасе много игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Взаимодействие с родителями.
С целью устранения пробелов в знаниях в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Сенсорное развитие ребенка в детском саду и дома». Было проведено родительское собрание по данному вопросу, который значительно повысил интерес к сенсорному развитию детей. В уголке для родителей постоянно помещались и обновлялись консультации. На родительских собраниях я объясняла взрослым, как играть с детьми, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.
Анализируя знания воспитанников на данном этапе, я отметила, что дети:
- успешно выделяют цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине;
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, солнышко и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;
-отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается и речь детей.
В процессе работы над данной темой:
• Разработана и проведена серия занятий по формированию сенсорных эталонов (В гости к Солнышку, Мишка в детском саду, Гости, Лесное дерево, Дом для зверей и др.)
• Подобраны дидактические игры и упражнения по теме опыта;
• Изготовлены игровые дидактические пособия.
Работа систематизирована и может быть использована другими педагогами.