Лилия Конькова
Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью музыкальностью. Дети, повторяя, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки : несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. Для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки оказывают мне неоценимую помощь.
Публикация «Проект „Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Беря, все это во внимание, я выбрала тему для своего проекта «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество».
В своей работе я уделяла большое внимание воспитание детей через использования устного народного творчества.
Нами разработанный проект рассчитан на один год.
Участниками проекта : детей своей группы, родителей, педагогов нашего детского сада.
Далее обозначаю актуальность данного проекта. Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна. С развитием компьютеризации язык стал терять свою эмоциональность. У детей плохо развита речь, беден словарный запас. Поэтому через устное народное творчество не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность. Ребенок приобщается к культуре своего народа, обычаям, традициям, получает первые впечатления о ней.
Естественно необходимость использования устного народного творчества в развитии младшего дошкольного возраста очень важна, потому что ребенок узнает много нового интересного. У него развиваются когнитивные навыки (память, внимание, речь).
Также актуальность по данной теме еще заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источник духовно-нравственного развития детей.
Следующим пунктом в проекте должны поставить цель.
Цель проекта звучит так : знакомить детей младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества. Приобщать детей 2-3 лет к красоте родного слова.
Далее поставлены перед собой несколько задач.
Такие как:
1. Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;
2. В разных видах деятельности применять народное слово;
3. Показать красоту образного языка сказок;
4. Использовать в процессе театрализованную деятельность;
5. Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности.
6. Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
7. Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение.
8. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
9. Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Также необходимо было сформулировать гипотеза: Воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество необходимо для развития коммуникативных навыков, повышение речевого, развитие зрительного восприятия и внимания, творческого воображения.
В ходе проекта были обозначены следующие этапы.
Это:
1. Подготовительный – создание условий для реализации проекта
2. Основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3. Заключительный – презентация, оформление материала проекта, итоги, выводы, результат. Начнем с первого этапа – подготовительный. Он представляет собой создание условий для реализации проекта :
- Подбор методической, педагогической и художественной литературы;
- Создание библиотеки народного творчества;
- Создание развивающей среды и уголка развивающих игр;
- Подбор наглядных пособий и иллюстраций;
- Подбор детской фонотеки: музыка, сказка, песни;
- Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
- Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Также были обозначены формы работы
1. Ежедневное чтение (сказки, потешки, песенки).
2. Тематические беседы по устному народному творчеству
3. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе
4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций
5. Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности
6. Театрализация народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелеграфе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок
7. Пение народных песенок, потешек игра на музыкальных инструментах
8. Развлечения, досуги
9. Рисование, лепка по народному творчеству
10. Пальчиковые игры
Неотъемлемой частью проекта считается работа с родителями.
Они оказали большую помощь в подборе художественной литературе, наглядно-дидактических пособий, рисование масок по сказкам, вязание для пальчикового театра, подбор фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, мелодии).
Работа была бы не плодотворной, если бы не их помощь.
Чтобы держать родителей в курсе событий были приготовлены консультации «Русский народный фольклор», «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» и т. д. Также на итоговом родительском собрании планирую выступить с докладом и рассказать родителям об играх с детьми дома, были созданы папки–передвижки, проводились беседы, развлечения по данной тематике.
Родители также доброжелательно отнеслись на предложение принести в группу диски с колыбельными песенками, потешками, сказками. С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям.
Что можно сказать о проделанной работе? Наконец переходим к заключительному этапу.
Хочу обозначить результаты о проделанной работе.
Думаем, что работа по фольклору, которую мы проводили в своей группе, дала много хорошего.
Во-первых, знакомя детей с устным народным творчеством, решали познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.
Во-вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями, традициями, передаваемые из поколения в поколение.
В – третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умение видеть и понимать окружающий мир.
Потешки, сказки, игры, прибаутки, заклички, колыбельные вызывают доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечание и наказание, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.
Также у родителей был замечен интерес к использованию малых форм фольклора в развитие детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и читают потешки и сказки.
Из всего сказанного хотим сделать вывод: работа в этом направлении является эффективной и нужной для дальнейшего развития детей.
Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе.