Маша Абаимова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста.
Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Что же такое сенсорное развитие, сенсорика?
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Форма и величина предмета дают возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, а кубики накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т. д.)
Ознакомление детей 3-4 летнего возраста с формой начинается с того, что они усваивают представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат, а затем и о многоугольнике) и запоминают их названия.
Обучая детей выполнять простейшие продуктивные действия, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорными эталонами развития являются :
· эталоны 7 цветов спектра;
· эталоны формы – геометрические фигуры;
· эталоны величины – метрическая система мер;
· в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты;
· во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький);
· в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
является основой для интеллектуального развития;
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Игры для детей младшего дошкольного возраста для сенсорного развития
Игра «Чудесный мешочек». Для игры понадобится тканевый мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Взрослый предлагает определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребёнок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка». Перед ребенком лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, он должны их рассортировать. Когда ребёнок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например завязать глаза. Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом.
Игра «Мозаика из бросового материала». Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребёнку выполнить по вашему образцу. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Игра «Шагаем в пробках». Не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам ещё и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладём на стол резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них. Как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы. Можно читать любое стихотворение. Например, Мишка косолапый по лесу идёт… Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями. Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусёнок». Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть.
Можно делать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой, поочерёдно, «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения, (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. «Рано утром встал гусёнок Пальцы щиплет он спросонок» (смена рук) Скорее корма дайте мне, мне и всей моей семье!
Игра «Рисуем на крупе». Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркие контрастные линии. Попробуйте нарисовать какие –нибудь предметы (забор, дождик, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное не уставайте постоянно разговаривать с вашим малышом называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребёнок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденней будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребёнка к игре, насколько возможно играйте с малышом в развивающие и весёлые игры.
Участвуйте в игровом процессе это будет отличным способом для установления прочной связи между вами и вашим ребёнком.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.