Елена Болдарева
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети познают окружающую действительность через ощущение и восприятие, от уровня развития которых зависит в будущем возникновение и становление памяти, воображения, мышления. Происходит это в процессе сенсорного воспитания и развития дошкольников.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.
Сенсорное развитие детей необходимо начинать как можно раньше, самым сенситивным периодом для организации данного процесса является младший дошкольный возраст, так как в этот период происходит совершенствование чувственного познания ребё нка: интенсивно развиваются ориентировки ребёнка во внешних свойствах предметов, в соотношениях предметов и явлений, во времени и пространстве.
Мозг ребёнка младшего дошкольного возраста уже способен накапливать посредством деятельности органов чувств информацию об окружающем его мире и формировать первоначальные представления о нём.
Наиболее эффективным средством сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста являются дидактические игры, так как в них гармонично сочетаются учебная и игровая задачи.
Использованию дидактических игр в процессе сенсорного развития дошкольников особое место отводили такие авторы, как Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Они отмечали, что «использование специально разработанных дидактических пособий, проведение дидактических игр и упражнений является наиболее удобным средством сенсорного воспитанием детей дошкольного возраста».
Л. А. Венгером, Э. Г. Пилюгиной и Н. Б. Венгером разработана система дидактических игр и упражнений, направленных на решение задач сенсорного развития детей дошкольного возраста, к основным из которых относятся: ознакомление детей с сенсорными эталонами и совершенствование умений обследовать предметы. Дидактические игры и упражнения отобраны и систематизированы авторами отдельно для каждой возрастной группы дошкольного детства.
Для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с формой предметов можно использовать следующие дидактические игры : «Какая это фигура?», «Подбери фигуру», «Подбери фигуру по форме», «Найди предмет такой же формы», «На что похожа эта фигура?», «Какой фигуры не стало?», «Геометрическое лото» и др.
Для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной можно использовать следующие дидактические игры : «Башня», «Построим лесенку», «Пирамидка»», «Три квадрата», «Найди такое же колечко», «В каком ряду больше детей», «Мы шагаем», «Что длиннее?», «Длинное-короткое», «Что выше?», «Что изменилось?» и др.
Для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с цветом можно использовать следующие дидактические игры : «Цвета», «Какой цвет?», «Зимняя палитра», «Цветной лёд», «Подбери чашку с блюдцем», «Разноцветные мячи», «Посади бабочку на цветок», «Воздушные шары» и др.
Для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с положением предметов в пространстве можно использовать следующие дидактические игры : «Котята разбежались», «Вверху-внизу», «Что стоит близко, а что далеко?», «Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Где чей домик?», «Флажок» и др.
Таким образом, в практической деятельности воспитателя по организации сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать разнообразные дидактические игры.