Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Морозова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42» г. Невинномысск

Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Выполнила: учитель-дефектолог

Морозова Марина Федоровна

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Организационный этап

3. Внедренческий этап

4. Принципы организации учебного процесса и обучения

5. Содержание работы

6. Дорожная карта реализации индивидуальной образовательной траектории

Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Пояснительная записка

Богатство ощущений и восприятий –

предпосылка для полноценного

познания окружающего мира,

развитие мыслительных процессов, т. к.

«внешние чувства составляют материал

для всех рассудительных работ»

К. Д. Ушинский

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых лет жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) На основе этих задач разработана программа по самообразованию педагога «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Цель: формирование целенаправленного восприятия цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

1. Учить детей способам обследования предметов через дидактические игры: их группировке по цвету, форме, величине.

2. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах.

3. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Этапы работы

I этап Организационный

Методическое сопровождение:

• Подборка литературных и диагностических материалов.

• Проведение диагностики.

• Подборка игр направленных на развитие сенсорных способностей детей данного возраста.

Развивающая среда.

• Приобретение игрового материала.

• Создание (пополнение) в группе уголка по сенсорному развитию «Развивайка».

• Изготовление (пополнение) наглядных материалов для активизации сенсорного опыта детей.

• Изготовление и приобретение игрушек для развития тактильных ощущение и мелкой моторики пальцев рук.

Работа с педагогами и родителями.

• Анкетирование.

• Организация выставок игровых материалов, пособий по сенсорному развитию.

• Проведение семинаров-практикумов по изготовлению игр и пособий.

• Подборка игровых заданий для сенсорного развития детей в условиях детского сада и семьи.

II этап (Внедренческий)

• Составление учебного плана.

• Разработка перспективного планирования.

III этап (Итоговый)

• Диагностика детей.

• Корректировка планов.

Условия:

• Создание предметно-пространственной среды;

• Эмоциональный настрой детей и педагога;

• Дидактические игры по сенсорному развитию детей;

• Тесное взаимодействие педагога, родителей, детей.

Принципы организации учебного процесса:

• Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию.

• Принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

• Принцип деятельности. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к действию.

• Принцип повторности. Повторное использование игр проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает умственную активность детей.

• Принцип доступности. Дидактические игры учитывают индивидуальные и возрастные особенностей детей.

• Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития.

• Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

• Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.

Принципы обучения:

• Принцип последовательности и постепенности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

• Принцип системности. Обучение играм по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в неделю.

• Принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения опираться на уже усвоенные знания.

Формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами. Возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

В программу входят дидактические игры, которые проводятся в форме специально организованных игр и игр используемых в непосредственно образовательной деятельности. В играх сенсорные и умственные задачи ставятся перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. Игры расположены в строгой последовательности: каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит что-то новое, расширяя и углубляя знания и умения детей. Дидактические игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих НОД, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных во время проведения НОД. Несмотря на то, что предлагаемые игры представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры другими, аналогичными по смыслу.

Индивидуальная работа проводится при необходимости, в случае затруднения детей.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила дидактической игры детьми усвоены. Роль воспитателя заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадает, то правила игр усложняются, расширяется их вариативности.

Методы обучения:

• Поисковый;

• Наглядный;

• Репродуктивный;

• Игровой;

• Метод упражнений;

• Работа по схемам и карточкам;

• Практический;

• Совместный (действие ребенка с педагогом);

Приемы:

• Убеждение;

• Пример;

• Упражнение;

• Поощрение;

• Показ;

• Объяснение;

• Вопрос;

• Рассматривание.

Содержание работы

1 этап – предэталонный, происходит на 2-3 году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. Проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный, 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, 3 разновидности величины (большой, средний, маленький, то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

2 этап – на 3-5 году жизни, средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины.

3 этап – в 5-7 лет, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Ребенок выстраивает последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд.

Учебный план составлен для организации деятельности с детьми с 2 до 6 лет. При составлении учебного плана использованы рекомендации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга», авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. (Приложение 1).

Перспективный план разработан в табличной форме, с учетом требований программы для каждого возраста детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательной области «Познавательное развитие». План, в случае необходимости, может корректироваться. (Приложение 2)

Диагностика. В основе проведения работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего и дошкольного возраста использованы рекомендации Шапошниковой С. В., Власенко О. П., Косьяненко М. В., Мезенцевой В. Н. (Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга», Волгоград: Учитель, 2010). Диагностика детей проводится два раза в год: начальная - в сентябре, итоговая – в мае. Все данные заносятся в диагностические карты (Приложение 3)

Ожидаемый результат.

Средняя группа:

Знают и называют оттенки цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного.

• Группируют «теплые» и «холодные» цвета спектра.

• Узнают геометрические фигуры путем осязания.

• Умеют зрительно расчленять форму предмета на заданные части.

• Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятие слева, справа, вверх и вниз.

• Умеет выбирать предметы заданных цветов из возможных.

• Владеет основными цветами спектра.

Старшая группа:

• Знает названия цветов, их оттенки. Выстраивает последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки.

• Группирует предметы по заданному признаку (цвету, форме, величине).

• Выстраивает сериационный ряд.

• Обобщает предметы по заданным признакам.

• Различает геометрические фигуры по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными».

• Выделяет параметры высоты, ширины, длины.

Формы подведения итогов реализации данной системы являются: умение детей использовать полученные знания в продуктивной деятельности, в проведении открытых мероприятий, самостоятельное использование игр в свободной деятельности.

Данная система является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержание и форм работы с детьми, времени знакомства и закрепления правил той или иной игры.

Дорожная карта реализации индивидуальной образовательной траектории

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ Наименование мероприятия Сроки

1 Изготовление пособий:

- альбомы в форме видеопрезентаций в режиме PowerPoint «Сенсорные эталоны»

- создание картотеки по экспериментальной деятельности сенсорного развития

- таблицы-алгоритмы по составлению рассказов о предметной картинке, используя сенсорные эталоны (приложение 4)

- физминутки «Цветные» с динамическим видеоматериалом в виде презентаций на базе PowerPoint в автоматическом режиме.

- лэпбуки по сенсорному развитию (приложение 5)

Октябрь-декабрь 2020

Декабрь-апрель 2020-2021

Октябрь 2020

Октябрь-май 2021

Февраль 2021

2 Изготовление авторских дидактических игр:

- «Контрастные ощущения» (приложение 6)

- «Цветные камушки»

Ноябрь 2020

Май 2021

3 Проведение мониторинга знаний о геометрических фигурах Сентябрь 2020- январь 2021

4 Показ ООД, мероприятий, мастер-классов Сентябрь-май 2020-2021

5 Публикации материала из опыта работы по развитию логического мышления в процессе изучения цифр особыми образовательными потребностями Февраль 2021

6 Получение рецензии на авторскую дидактическую игру «Магия цвета и формы» Март 2021

7 Анкетирование педагогов:

- «Формы и методы работы по сенсорному развитию и его влияния на интеллект» Март 2020

8 Консультации для воспитателей:

- «Играя, изучаем цвет»

- «Сенсорное развитие-основа интеллекта»

- «Изготовим цветник дома»

Ноябрь 2020

Февраль 2021

Май 2021

9 Памятки для воспитателей:

- «использование сенсорных эталонов в ОД»

- «как научить ребенка различать цвета, формы, величину»

- «Противоположности»

Сентябрь 2020

Ноябрь 2020

Февраль 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ Наименование мероприятия Сроки

1 Участие детей в конкурсах Сентябрь 2020-май 2021

2 Выставки:

Окружающий мир: «Живое – не живое» в рамках МБДОУ № 42

- «Коллаж. Живое – не живое» в рамках группы Март 2021

3

Тренинги для родителей, для детей других групп

- «Знакомим родителей с лэпбуками»

- «Арт-терапия в саду и дома»

- «Конструируем и развиваемся»

Октябрь 2020

Февраль 2021

Май 2021

6 Обогащение РПС с привлечением детей :

- создание сборника загадок о цвете, геометрических фигурах

- обогащение с/р игры «Семья. Животные»

- лэпбуки по временам года

Январь 2021

Март 2021

Апрель 2021

7 Викторины,, развлечения

- Практическое мероприятие «Весеннее печенье»

- Песко-терапия дома Совместно с родителями)

Март 2021

Ноябрь 2020

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

№ Наименование мероприятия Сроки

1 Привлечение к обогащению РПС:

- собирание коллекций из природных материалов: «Камни в природе»

- изготовление лэпбуков

Март 2020

Ноябрь 2020

2 Привлечение к благоустройству кабинета дефектолога, создание сенсорного уголка (приложение 7) Сентябрь 2020-май 2021

3 Мастер-классы:

- изготовление лэпбуков по сенсорному развитию

- «счетные палочки – сенсорные эталоны»

Октябрь 2020

Февраль 2021

4 Анкетирование:

- «Что мы знаем фигурах»

- «Знакомство с оттенками дома»

- «Роль сенсорики в развитии интеллекта»

Декабрь 2020

Октябрь 2020

Сентябрь 2020

5 Консультации:

- «цвето-терапия»

- «Прекрасное вокруг нас»

- «Как развить интеллект по средствам сенсорных эталонов»

Ноябрь 2020

Март 2021

6 Памятки:

- «Как правильно выучить цвета, геометрические формы»

- «Детские книги помощники»

Ноябрь 2020

Сентябрь 2020

7 Привлечение к подготовке проведения викторин, развлечений с детьми, выставок Сентябрь 2020 –май 2021

Анализ проведенной работы

Проводимая работа по сенсорному воспитанию дает свои результаты :

• Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия.

• Научила детей различать цвет.

• Научила детей сравнивать предметы по величине.

• Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.

• Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Анализ проведенной мной работы показал, что систематическая и планомерная работа по проблеме сенсорного воспитания, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

Представленная система работы направлена на сенсомоторное развитие ребенка. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Заключение

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 20:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Морозова (УИ 2642806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД