Татьяна Кравцова
Сенсорное развитие воспитанников первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие воспитанников первой младшей группы.
Период дошкольного возраста является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Публикация «Сенсорное развитие воспитанников первой младшей группы» размещена в разделах
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. У детей совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности. Даже в тех случаях, когда ребенка специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталонам, рисуя, выкладывая мозаику, занимаясь аппликацией, дошкольник имеет дело с материалами, содержащими необходимые образцы.
Общепринятые эталоны величины в отличии от эталонов формы и цвета имеют условный характер. Восприятие величины развивается у дошкольников на основе представлений, об отношениях по величине между предметами. Эти отношения обозначают словами, которые указывают, какое место предмет занимает в ряду других (большой, маленький, самый маленький). Представление о величине обогащается, когда ребенок сопоставляет предмет с другими предметами. Все это дети усваивают в процессе практической деятельности, повседневной ориентировки в окружающем и далеко не всегда могут выразить это словесно.
В возрасте 3-7 лет у детей зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания. В ходе рассматривания ребенок решает разные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его, устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или части, создает образ знакомого или незнакомого предмета.
Младший дошкольник еще не умет управлять своим взглядом, его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. Время рассматривания простой по содержанию картинки составляет в 3-4 года 6 минут.
Так, при складывании матрешки ребенок раннего возраста пользуется практической ориентировкой в величине – он просто берет, одну за другой половинки матрешки и пытается их совместить, а затем вставить друг в друга. Этот выбор часто неточен и поэтому ребенок проверяет его правильность, примеривая выбранные части кдруг другу.
Для развития сенсорики у младших дошкольников используются дидактические игры. Дидактическая игра – это сплав игры и урока. Она интересна и увлекательна, ненавязчиво помогает ребенку овладеть вполне конкретными навыками и умениями.
Сортировка геометрических фигур.
Для игры предлагается набор геометрических фигурок: треугольники, квадраты, прямоугольники, круги. Они могут быть разного цвета, размера.
Взрослый предлагает разложить предметы на две кучки – так, чтобы в каждой были сходные фигурки.
Развитию зрительно – пространственных представлений способствуют:
-складывание пирамидки;
-складывание целой картинки из составных частей.