Елена Илькишина
Сенсорное развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность…. 3
Цель, задачи, принципы программы….6
Организационные основы…. 7
Тематическое планирование НОД…9
Содержание работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников…13
Работа с родителями….26
Результативность программы…. 28
Приложения…. 30
Актуальность
Современное дошкольное образование характеризуется модернизацией и стандартизацией, в связи с чем обучение и воспитание детей дошкольного возраста строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО, в котором на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программах комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Важным направлением работы в данных документах признаётся познавательное развитие детей, одним из направлений которого выступает сенсорное развитие.
Публикация «Сенсорное развитие детей» размещена в разделах
Значение сенсорного воспитания ребёнка состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Поэтому важно организовать работу по сенсорному воспитанию детей, начиная с младшего возраста.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, А. Г. Рузская, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и многие другие, а также зарубежные педагоги: О. Декроли, Я. А. Каменский, М. Монтессори, Ф. Фребель. Задачи, содержание сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста рассмотрены в исследованиях Н. М. Аксариной, Е. Б. Волосовой, Л. Н. Павловой, К. Л. Печоры, Э. Г. Пилюгиной и других авторов.
Исследователи отмечали, что первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, полученный под руководством взрослых, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Н. М. Щелованов называл младший возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Итак, младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, представлений об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь. Поэтому в этом возрасте необходимо совершенствовать восприятие, умение активно использовать осязание, слух, зрение; обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности; помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; упражнять в установлении сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч); помогать детям называть свойства и качества предметов. Практический опыт воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста показывает, что дети, поступающие в детский сад, имеют недостаточный уровень сенсорного развития : результаты диагностики детей младшего дошкольного возраста, вновь поступивших в наше дошкольное учреждение, позволили нам сделать следующие выводы: высокий уровень сенсорного развития имеют всего -18% детей, средний - 10%; низкий – 72%, т. е. уровень сенсорного развития детей не соответствует требованиям, отвечающим данному возрастному уровню. Организация сенсорного воспитания, таким образом, является важной задачей воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста. Проблема заключается в возрасте детей – дети младшего дошкольного возраста очень маленькие, не могут подолгу акцентировать внимание на том или ином предмете.
Проблема. Недостаточный уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Причины:
1. Созданы недостаточные условия для организации игр, направленных на сенсорное развитие детей в группе;
2. Низкий уровень сенсорного развития детей, вновь поступивших в детский сад;
3. Низкий уровень компетентности родителей в понимании значения сенсорного воспитания ребенка.
Цель, задачи, принципы программы
Цель: создание оптимальных условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей во II младшей группе детского сада.
Задачи:
• Развитие умений выполнять действия по инструкции педагога.
• Умение анализировать и сравнивать предметы по одному указанному признаку: форма, цвет, величина.
• Различие основных цветов
• Различие геометрических фигур.
• Развитие умений составлять предметы из частей.
• Определение величину предметов на ощупь.
• Умение зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов.
В связи с тем, что современные дети младшего дошкольного возраста более развитые, чем их сверстники 10-12 лет назад, поэтому мы посчитали возможным несколько дополнить основные требования программы «Детство» и ввести не только основные цвета и их различение, но и оттенки цветов, несколько дополнить ряд геометрических фигур.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, который предполагает обогащение предметно-игровой среды необходимыми игрушками, дидактическим материалом разного размера, формы, величины;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития подразумевает интеграционные связи в разных направлениях развития детей младшего дошкольного возраста;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач, который характеризуется решением в процессе образовательной деятельности задач, способствующих воспитанию, образованию и развитию детей младшего дошкольного возраста;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики, под которым понимается организация активных действий с предметами и игрушками;
- принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей младшего дошкольного возраста.
Организационные основы
В соответствии с задачами и принципами сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста мы предлагаем организовать работу в следующем ключе.
В природе существует 4 времени года. Каждому времени года присущ определё нный цвет и из оттенки: осень – жёлтый, красный, оранжевый; зима – белый, голубой, синий; весна – голубой, светло-зелёный, зелёный; лето – зелёный, красный, фиолетовый, синий. Знакомство с цветом и оттенками проводится на протяжении всего года.
Также на протяжении всего года проводится знакомство с формой и величиной (осень – овощи и фрукты, форма круглая (яблоко, апельсин, свекла, капуста, треугольная (морковь, яблоко больше, чем слива, свекла меньше, чем тыква; зима – снеговики и снежные бабы, форма круглая, елочки – форма треугольная, цвет синий, зелёный и оттенки – тёмно-синий, голубой, светло-синий, зелёный, светло-зелёный; весна – начинает светить яркое тёплое солнышко (форма круглая, сосульки (треугольная форма) тают и превращаются в ручейки, расцветают первоцветы – подснежники и другие цветы, появляются светло-зелёные листочки на деревьях и кустарниках, появляется светло-зелёная травка. Летом всё вокруг зелёное – трава, деревья, цветут красивые синие, красные, жёлтые цветы.
Подробнее остановимся на описании работы по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Формы и методы работы:
- НОД
- Наблюдения
- Экскурсии
- Сюжетно-ролевые игры
- Дидактические игры
Тематическое планирование НОД
Месяц Недели
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь 1. Найди цветок для бабочки.
Цель: ознакомление с названиями цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый). Обучение соответствию предметов по цвету и обозначение результата словами «такой», «не такой». Обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
2. Соберём фрукты.
Цель: ознакомление с названиями цветов (красный, зелёный, жёлтый). Обучение соответствию предметов по цвету и обозначение результата словами «такой», «не такой». Обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством. 1. Разложим овощи на подносе.
Цель: ознакомление с формами (круг, овал, треугольник, обучение группировке однородных предметов по форме, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
2. Покупка овощей, фруктов (игра в «магазин»).
Цель: ознакомление с формами (круг, овал, треугольник, обучение группировке однородных предметов по форме, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
1. Арбузы большие и маленькие.
Цель: Учить сопоставлять предметы по величине. Закреплять приёмы раскладывания и наклеивания фигур.
2. Яблоки и груши.
Цель: Учить сопоставлять предметы по величине. Закреплять приёмы рисования круглых по форме яблок и овальных по форме груш.
1. Яблоки рассыпались.
Закреплять названия цветов (зелёный, жёлтый, красный, формы (круглая, величины (большой-маленький). Закрепление умения группировки однородных предметов по цвету, размеру, форме, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
2. Собираем урожай.
Закреплять названия цветов (зелёный, жёлтый, красный, оранжевый, формы (круглая, овальная, треугольная, величины (большой-маленький). Закрепление умения группировки однородных предметов по цвету, размеру, форме, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
Октябрь 1. Листья летят за ветром.
Цель: учить наклеивать красные, жёлтые, оранжевые листья в направлении друг за другом. Закреплять приёмы намазывания и наклеивания фигур, их сочетания по цвету.
2. Соберём осенний букет.
Цель: учить собирать красные, жёлтые, оранжевые листья в красивую композицию. Закреплять приёмы группировки фигур, их сочетания по цвету. 1. Угощаем Лесовичка фруктами и овощами.
Цель: ознакомление с формами (круг, овал, треугольник, обучение группировке однородных предметов по форме, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
2. Грибы.
Цель: ознакомление с формами (полукруг, овал, цветом (красный, жёлтый, коричневый, обучение группировке однородных предметов по форме и цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством. 1. Корзины грибов.
Цель: Учить сопоставлять предметы по величине (большой-маленький). обучение группировке однородных предметов по величине, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
2. Осенние листья.
Цель: Учить сопоставлять предметы по величине (большой-маленький). обучение группировке однородных предметов по величине, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
1. Сложи яблоки в корзинку.
Цель: учить наклеивать фигуры круглой формы горкой, красиво располагая и сочетая их по цвету.
2. Разложи овощи, фрукты, грибы на подносе.
Цель: подбор и сопоставление овощей, фруктов, грибов по цвету, размеру, форме, обучение группировке однородных предметов по цвету, форме, величине, выделению и выбору предмета с заданным свойством
Ноябрь 1. Узнай и назови овощи.
Цель: учить называть овощи, группировать их по цвету (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый).
2. Праздничные шары летят.
Цель: учить наклеивать разноцветные шары круглой формы снизу вверх на разном уровне, красиво сочетая фигуры по цвету. 1. Осенние листья
Цель: ознакомление с овальной формой, обучение группировке однородных предметов по форме.
2. Флажки на ниточке
Цель: способствовать усвоению порядка чередования форм (треугольник, квадрат, прямоугольник) по цвету (синий, зелёный, жёлтый, красный) на прямой линии. Закреплять приёмы наклеивания в определённом направлении. 1. Осенние бусы.
Подбор и сопоставление ягод (рябина) по размеру, обучение группировке однородных предметов по величине.
2. Большие и маленькие.
Подбор и сопоставление овощей, фруктов по размеру, обучение группировке однородных предметов по величине.
1. Сложи яблоки в корзинку.
Цель: учить наклеивать фигуры круглой формы горкой, красиво располагая и сочетая их по цвету.
Декабрь 1. В лесу родилась ёлочка.
Цель: знакомство с зелёным цветом и его оттенками – светло-зелёным и тёмно-зелёным,
2. Нарядим ёлку.
Цель: учить наклеивать разноцветные шары круглой формы снизу вверх на разном уровне, красиво сочетая фигуры по цвету.
1. Ёлка в лесу.
Цель: научить украшать силуэт ёлки снежинками разными по форме (круглые, квадратные, треугольные, располагая их на ветках, воспринимать красоту композиции.
2. Нарядим ёлку.
Цель: учить наклеивать ёлочные игрушки, разные по форме (круглые, квадратные, треугольные) снизу вверх на разном уровне, красиво сочетая фигуры по цвету и форме.
1. Ёлочки в лесу.
Цель: учить сопоставлять ёлочки по размеру (большая, маленькая).
2. Нарядим ёлку.
Цель: учить наклеивать ёлочные игрушки, разные по величине (большие, маленькие) снизу вверх на разном уровне, красиво сочетая фигуры по размеру.
1. Бусы на ёлку.
Цель: Закреплять умение чередовать круги разного размера и цвета по прямой и дуге, создавая ритмичные композиции. Развивать самостоятельность в выборе цветов, составлении композиции.
Январь - 1. Снежинки.
Цель: учить искать снежинки, разные по форме (круглые, квадратные, треугольные). 1. Снеговик
Цель: учить сопоставлять снеговиков по размеру (большой, маленький).
1. Узоры из снежинок.
Цель: учить наклеивать снежинки, разные по форме (круглые, квадратные, треугольные) и цвету и оттенкам (белые, светло-голубые, голубые, красиво сочетая фигуры по цвету и форме.
Февраль 1. Зимушка-зима.
Цель: учить детей различать белый, голубой цвет, оттенки голубого (светло-голубой, тёмно-голубой).
2. Катаемся на горке.
Цель: учить детей различать белый, голубой цвет, оттенки голубого (светло-голубой, тёмно-голубой).
Группировать предметы по цвету. 1. Катаем снежки.
Цель: учить кругообразными движениями лепить предметы круглой формы.
2. Зимние забавы.
Цель: вспомнить игры и забавы детей зимой, группировать предметы по форме (снежки – круглые, горка – квадратная).
1. Украшаем группу к празднику.
Цель: способствовать усвоению порядка чередования форм (треугольник, квадрат, прямоугольник) по цвету (синий, зелёный, жёлтый, красный) на прямой линии.
2. Большие и маленькие снежки.
Цель: учить сопоставлять снежки по размеру (большой, маленький). 1. Какие бывают снежинки.
Цель: учить группировать снежинки по форме (круглые, квадратные, треугольные, цвету и оттенкам (белые, светло-голубые, голубые, размеру (большие и маленькие).
2. Снежный ком на дороге.
Цель: учить располагать фигуры в нижней части листа – на полосе земли, аккуратно их наклеивать, сочетая с цветом фона; украшать композицию обрезками – снежинками, разными по цвету, форме, величине.
Март 1. Платочек маме в подарок.
Цель: закреплять умение строить узор, располагая круги и квадраты разного цвета по углам, в середине квадрата 1. Букет для мамы.
Цель: учить составлять аппликацию из разных по форме и цвету цветам.
2. Светит солнышко яркое.
Цель: учить составлять аппликацию из частей (круг, вокруг полоски – лучи на одинаковом расстоянии друг от друга)
Апрель 1. Красный цветок.
Цель: учить составлять цветок из четырех кругов-лепестков с серединой на стебле с листьями; располагать его в центре листа. 1. Капель на дворе.
Цель: учить различать форму предметов (сосульки треугольные, группировать предметы по форме.
2. Скворечник.
Цель: учить выкладывать скворечник из готовых геометрических форм.
1. Сосульки на крыше.
Цель: учить различать предметы по размеру (сосульки большие и сосульки маленькие).
2. Наступила весна, на улицах лужи.
Цель: учить различать предметы по размеру (лужи большие и маленькие).
1. Льдины на реке.
Цель: учить располагать фигуры по всему листу, группируя по очертаниям, величине (большие, маленькие).
Май 1. Одуванчики расцвели на лугу.
Цель: научить создавать несложную композицию на листе из цветов разной величины с круглыми жёлтыми головками, расположенными на стебле. Активизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур, их сочетаниях.
1. Грибы растут в лесу.
Цель: закреплять умение составлять предметы из частей (ножка, шляпка, располагать их на одной линии с учётом величины. 1. Какие цветы растут на нашем участке.
Цель: учить группировать предметы по размеру (большие и маленькие цветы). 1. Подарки для зайки.
Цель: учить различать предметы по форме, восприятие предмета, состоящего из частей, различение и называние цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).