Елена Чигрик
Сенсорное развитие посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие через дидактические игры.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса
познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Публикация «Сенсорное развитие посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2016
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сегодня представлено большое количество развивающих игр. Часто мы сталкиваемся с проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей старше трех лет. Во-вторых, не всегда можно найти игру для развития той направленности, какой хотелось бы. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях.
Мы представляем игры, изготовленные из нестандартных материалов, направленные на освоение детьми сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя данных игр, отвечают эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям.
Играя, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомятся со свойствами предметов (цвет, величина, форма, качество). В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.
Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх. Так, знакомя детей с понятием «величина» проводятся игры: «Собери пирамиду», «Потеряшки», «Кислородные коктейли» и др. В процессе игры дети усваивают способы различать величину, чередовать и группировать предметы.
При использовании игр: «Мягкий геометрический конструктор», «Цветные бусы», «Собери домик», «Сенсорное ведро» и др. - дети учатся различать, группировать предметы по форме, развивается координация движений и мелкая моторика рук.
С целью знакомства младших дошкольников с цветом рекомендуется использовать такие игры, как «Яблонька», «Весёлая гусеничка», "Домик для поросят"
Дидактическая игра «Яблонька»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закрепить способ застегивания на липучки.
Оборудование: игровое поле, коричневый ствол, зелёная крона, цветок, бабочка. Красные яблоки.
Ход игры: предложить детям посадить яблоньку, т. е. прикрепить все детали яблоньки на липучку к игровому полю.
Действия можно сопровождать рассказом, сказкой, стихотворением, потешкой.
«Выросла в саду яблонька. Коричневый ствол, зелёная крона, где шелестят листочки. Около яблоньки росли цветочки, около них порхали бабочки. Наступила осень и на яблоньке поспели красные яблок. Бежал мимо ёжик увидел яблоньку, хотел сорвать яблочки да не смог. Давайте поможем ёжику собрать яблочки». Дети самостоятельно отстёгивают, а затем опять пристёгивают элементы яблоньки.
Дидактическая игра «Построй домик для поросят»
Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.
Оборудование: игровое поле, облака, квадрат (домик, крыша (треугольник).
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку построить домик, то есть прикрепить детали домика на определённые места. Все детали крепятся на липучку.
«Жили-были три маленьких поросёнка, три брата.
Целыми днями они бегали, прыгали по лужам
И выкапывали из земли вкусные корешки.
Но наступила осень, и стал часто идти дождь.
Поросята мокли и мё рзли: «ввввввввввв»
Старший брат позвал к себе братьев и предложил построить дом».
Дети строят дом и называют фигуры (сначала повторяют за воспитателем,
и пристёгивают детали на липучки.
«Какой хороший получился дом у поросят, им теперь ничего не страшно».
Дидактическая игра «Гусеничка»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, сенсорного восприятия, логического мышления, различать и называть цвета.
Оборудование: игровое поле, на липучках, круги разного цвета.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребёнком гусеничку. Отстёгивает её детали и предлагает ребёнку сделать новую гусеничку.
Бабочкина дочка
Вся в мелких кружочках,
Медленно ползет,
Листики грызет
(Гусеница).