Ольга Локтева
Сенсорная комната в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная комната в работе учителя-логопеда
Речь-особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствует развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создают положительный эмоциональный фон.
Публикация «Сенсорная комната в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ и т. д., которые имеют свои специфические особенности - высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.
Как правило, традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что "так надо", "чтобы не ругали", т. е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющих речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.
Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.
Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребенка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажера является частью игры.
В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.
В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие.
В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.
Расслабляющая гимнастика для глаз.
Ребята ложатся на мягкие коврики, закрывают глазки, мягко поглаживают веки подушечками пальцев, затем вращают глазами влево, вправо, вверх, вниз.
Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань)
Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы, развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.
Ходьба по сенсорным дорожкам с проговариванием речевого материала по теме занятия.
Со-со-со - это колесо.
Си-си-си - еду на такси.
За-за-за - у меня коза.
Двигательные упражнения на сенсорной дорожке с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса.
В гости в лес мы идем,
Громко песенку поем:
- Тра-ля-ля. (маршируют).
В гости в лес мы идем,
Тихо песенку поем:
- Тра-ля-ля. (идут на носочках)
Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, болты, крупа).
Игры со звучащими коробочками способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.
а) логопед шумит коробочками, наполненными песком, бисером, болтиками, камешками.
- Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).
- Найди коробочки звучащие тихо (громко).
б) отгадай, чья это песенка и повтори ее:
З-з-з-з - песенка комара (коробочка наполнена мелким бисером);
Ж-ж-ж - жук жужжит (коробочка наполнена гречневой крупой);
Ш-ш-ш - ветерок шумит (коробочки наполнены сломанными пополам спичками).
Игры с тактильными шариками (шарики, выполненные разными по текстуре материалами).
Данные игры способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных, отвечать целым предложением, расширяют представления о свойствах различных материалов, расширяют сенсорный опят, обогащают представления об окружающем мире.
а) логопед бросает шарик ребенку и называет материал, из которого он сделан, а ребята по очереди добавляют к этому слову прилагательное, характеризующее этот шар:
Логопед: "Это деревянный шарик".
1-й ребенок: "Этот шарик деревянный и твердый".
2-й ребенок: "Этот шарик деревянный, твердый, гладкий".
3-й ребенок: "Этот шарик деревянный, твердый, гладкий, коричневый".
б) логопед называет материал, из которого изготовлен шарик, а ребенок называет предметы обихода, выполненные из этого же материала.
Логопед: "Этот шарик стеклянный".
Ребенок: "Из стекла делают посуду, оконные стекла".
Логопед: "Этот шарик металлический".
Ребенок: "Из металла делают ложки, машины".
в) логопед называет сочетание существительного и материал, из которого сделан шарик, а ребенок согласовывает эти два слова в словосочетании.
Логопед: "Стакан из стекла".
Ребенок: "Стеклянный стакан".
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков - это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате можно с использованием подвесных модулей "Сухой дождь" и "Светящиеся нити".
Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.
Игровые модули "Сенсорная тропа", набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребенка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твердый - мягкий, пушистый - гладкий, уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др., на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.
Развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов. Наряду с традиционными приемами, интересной является игра с песком. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.
Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают "мануальный интеллект" ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством "заземлять" негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать школьников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно-двигательную координацию;
- каждое занятие с использованием СК вызывает у детей эмоциональный подъем, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.
Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.