Софья Сокольникова
Сенсомоторная коррекция в практике логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
У всех людей есть свои особенности. Кто-то постоянно путает лево и право, кому-то трудно запоминать информацию на слух, для кого-то тяжело читать большие объёмы текста и структурировать информацию. Бывает, что когнитивные функции (память, внимание, мышление, речь и другие) в порядке, но почему-то трудно приспособиться к условиям на работе, есть проблемы в личной жизни или в семье. И причина таких трудностей, часто - особенности работы нашего мозга.
Головной мозг –совершенный биологический компьютер. Однако и в его работе бывают «поломки» и ошибки, с которыми, конечно, можно успешно жить: учиться, работать, строить отношения.
Публикация «Сенсомоторная коррекция в практике логопеда» размещена в разделах
Многое было бы иначе, если бы в детстве мы могли как-то компенсировать эти особенности. Кому-то стало бы гораздо легче учиться в школе и в институте. Кому-то было бы достаточно получаса на прочтение самой трудной научной статьи. Кто-то стал бы гораздо лучше ориентироваться на местности. А кто-то без проблем ориентировался бы в социальной жизни, не страдая от хронической усталости и головной боли после дня, проведённого на работе с большим количеством людей.
Причины как «мелких», так и крупных сбоев в работе головного мозга. Они могут быть совсем незначительными и не мешать нормальной жизни (не слишком хорошая память, к примеру, или неспособность делать «сто дел» одновременно). Но в детстве эти сбои очень часто ведут к нарушениям развития. Именно сенсорные (восприятие) и моторные функции психики, плюс способность всем этим сознательно управлять, - являются базовыми. Если их формирование было нарушено, то это повлечёт за собой проблемы в «высших» сферах: так, у ребёнка с плохой координацией движений может быть смазанная, нечёткая речь.
Одним из наиболее распространенных направлений в нейропсихологической коррекции для детей является сенсомоторная коррекция. Сенсомоторная коррекция - это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, и воздействий на тело ребёнка, позволяющий развить проблемные, отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе обследования, динамического наблюдения. Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля. Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления). Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение - важно при письме, и не только). Формируется правильное взаимодействие рук и ног. Развивается слуховое и зрительное внимание. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.
Если мы возьмём строение коры головного мозга, то сенсорная и моторная зона находятся рядом. Моторная зона расположена перед центральной бороздой. Она контролирует произвольные движения тела. В теменной зоне, отделенной от моторной зоны центральной бороздой, находится участок, отвечающий за прием сигналов от рецепторов поверхности кожи тела человекаи ощущения движений тела.
Если рассматривать три блока мозга по А. Р. Лурия, воздействие происходит на уровне 1и 2 блока (торможение, возбуждение, приём, хранение и переработка сенсорной информации).
По Н. А. Бернштейну мы работаем на уровне подкорки: уровни А, В и С.
Сенсомоторная коррекция показана при таких видах нарушений: расстройства аутистического спектра, нарушение сенсорной интеграции (восприятия, задержка психического развития, задержка речевого развития, алалия, дизартрия, синдром дефицита внимания и гиперактивность, нарушения эмоционально-волевой сферы, дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения, детский центральный паралич, органические расстройства. Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера.
Нарушения вестибулярной и проприоцептивной системы на слайдах презентации.
Коррекция вестибулярных ощущений – проработка глубокой чувствительности, регуляция хаотичных движений. Коррекция проприоцептивных, кинестетических ощущений – проработка движений и позы. Можно использовать одни и те же упражнения, но при повышенной чувствительности – темп ниже, давление меньше.
При проведении игр следует соблюдать осторожность при длительности упражнений. Уважать реакцию и страхи ребёнка. Не перевозбуждать. Заниматься следует регулярно, но не обязательно в полном объёме, включать в свободные игры. Важно учитывать мотивацию ребёнка.