Екатерина Вельможко
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Теремок.»
с. Преградное
Краткосрочный проект во второй младшей группе
на тему
«Моя семья»
Участники проекта : дети в возрасте 3-4 лет, родители воспитанников, педагоги.
Продолжительность проекта : февраль, март
Тип проекта : групповой, практико-ориентированный.
Воспитатель: Вельможко Е. В.
2018 год.
Публикация «Краткосрочный проект во второй младшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой
Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
В нашем детском саду был разработан и реализован педагогический совет на тему «Правовое воспитание детей». В реализации проекта принимали участие педагоги, дети и родители.
Работая с детьми 3-4 лет, появилась идея выделить одно из основных прав ребенка «Право на воспитание ребенка в семье» и реализовать это право в проекте.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках.
Чтобы изменить такое положение проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье,
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта :
1. Дать представление о понятиях «семья»; «родные», «близкие», расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Линии развития личности:
• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие;
• эстетическое развитие;
• развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Обеспечение проекта :
Методическое обеспечение:
• создание тематических папок «Методические рекомендации»
• дидактические игры: «Моя семья»; «Мой дом»; «Домашний труд»
Методы проекта :
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, усвоят имена своих бабушек и дедушек.
Особенность проекта заключалась в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы) : педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Сколько у вас братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?
- Как вы думаете, это чужие люди или родные?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д. Были оформлены альбомы. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», изготовить генеалогическое древо семьи.
В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Готовили подарки маме и папе своими руками. Как итог музыкального развития был проведен праздник, посвященный Международному женскому дню. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», выполняли домашнее задание «Моя родословная. Генеалогическое древо». Участвовали в спортивном мероприятии, как итог физического развития.
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка работ: рисунков по теме «Развеселая матрешка»;совместная с родителями.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Список использованной литературы.
1. Алямовская В. Г. "Как воспитать здорового ребенка".
2. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.
3. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т. А. - М. :ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6. Нестерюк Т. Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
7. Сайкина Е. Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990 -420 с. :-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru www.maam.ru/. /integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет
Образовательная область Формы работы с детьми
Познавательное развитие: Конструирование Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи. Беседа на тему «Как мы проводим выходные»
НОД: «Катя и ее семья гуляют по парку»
Социально – коммуникативное развитие Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Как я могу помочь маме» «Семейный праздник – День рождение». Дидактические игры: «Мой дом, моя семья» «Домашний труд»
НОД: Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку,дедушку) «Моя семья»
Художественное – эстетическое развитие НОД: рисование с аппликацией - «Цветы для любимой мамочки»;
«Автопортрет мамы»
Аппликация - «Подарок для папы»
Коллективная работа по аппликации «Генеалогическое древо»
Художественная литература Чтение и разыгрывание по ролям сказки с семейным содержанием «Три медведя»; «Волк и семеро козлят»
Речевое развитие
Физкультминутка «Семья».
Проведение совместного с родителями спортивного мероприятия, посвященное «Дню защитника Отечества»
Музыкально-эстетическое развитие Проведение музыкального праздника, посвященного «Мамин день 8 марта»
Физическое развитие Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» посвященный дню защитника отечества.
Работа с родителями :
• Проведение родительского собрания на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»
• Домашняя работа на тему «Моя родословная. Генеалогическое древо».
• Выставка «Развеселые - Матрешки»
• Участие в спортивном празднике посвященное «Дню защитника отечества».
Рефлексивный этап:
В конце проекта организован совместный досуг с родителями «Литературная гостиная».
Результативность проекта :
- Понимание детьми смысла стихов о семье
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- Привить детям чувство собственного достоинства,
- Развлечение с родителями.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать понимание самого необходимого для ребенка право «Право жить и воспитываться в семье», а также возможности воспитания патриотизма у детей.
Приложение.
Конспект Социально – коммуникативное развитие по теме «Моя семья».
Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя простые предложения; обогащать словарный запас детей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик. (показывает картинку с высоким домом)
Вопросы:
Как вы думаете кто может жить в этом доме? (ответы детей)
1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
5. Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
6. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)
7. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
8. Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
9. Что такое семья (Ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, кто спрятался в этом доме? (Воспитатель показывает картинку с изображением семьи.
Дети: мама,папа, бабушка и т. д
Воститатель: А как можно назвать их одним словом? (семья)
Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы детей о своей семье).
Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?
(Ответы детей.)
Воспитатель. А вы уже знаете, что такое домашний труд, что значит помогать по дому? Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды,, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья….
Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье,о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.
А самое главное надо помнить,что семья должна быть дружной!
Дидактическая игра.
«Домашний труд».
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
Ход игры. Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.
Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т. д.
Конспект Познавательное развитие: Конструирование по теме «Моя семья».
НОД: «Катя и ее семья гуляют по парку»
Задачи: Развивать понятие детей об отдельных параметрах объектов, различать и правильно обозначать признаки величины. Учить строить по словесной инструкции и частичному показу (качели, дорожку, ворота, скамеечку) из пластин и кирпичиков, достраивая или заменяя детали. Обогащать словарь детей. Повторять понятия «длинный-короткий»; «низкий-высокий».
Материал: Строительный материал- кирпичики, пластины, кубики разного цвета, матрешки.
Ход занятия.
Дети расхаживают вокруг стола. Воспитатель ставит на стол деревья и приглашает детей вместе с Катей и ее семьей погулять по парку. Но сначала нужно построить ворота высокие из кирпичиков, а другие низкие из кубиков.
- Входит вся семья в парк через ворота и идут по дорожке, А где же дорожка?
Дети давайте построим дорожку! Артем возьми кирпичик, какого цвета кирпичик? А теперь ты Ксения возьми кирпичик другого цвета. Какого цвета твой кирпичик. Положи его рядышком. Получилась короткая дорожка! А теперь мы построим длинную дорожку, помогайте мне ребята.
Все ребята в парке качаются на каруселях и качелях. А вы хотите прокатиться на карусели? (ответы детей)
Физминутка «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели, (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте.)
Тише, тише, не спешите! (Прыжки на месте.)
Карусель остановите, (Шагаем на месте.)
Раз, два, раз, два! (Хлопаем в ладоши.)
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: А теперь давайте мы построим качели. Посмотрите, я взяла кубик и положила на него пластинку. На одну сторону мы посадим Катю (берет одну матрешку, а на другую сторону посадим Катиного братика (сажает другую матрешку). Вот как катаются дети (имитирует качели).
А теперь как вы построите? Дети строят качели по показу.
Воспитатель: Катя маленькая она устала качаться на качели, хочет отдохнуть. Давайте мы для нее построим скамеечку. Возьмем два кубика и положим на них дочечку. Покажи Антон как ты построишь скамейку (ребенок по словесному указанию строит) А теперь и вы ребята постойте скамеечки для Катиной мамы и папы. (дети строя, воспитатель выкладывает других матрешек).
Воспитатель: Нагулялась в парке вся семья и по дорожке через высокие ворота пошли домой.
Далее дети складывают по словесному указанию весь строительный материал.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с аппликацией) по теме «Моя семья»
НОД: «Цветы для любимой мамочки»
Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к родным людям. Вызвать у детей желание поздравить мамочку. Учить выбирать готовые формы цветов для аппликации, дорисовать,используя нетрадиционную технику рисования ватными палочками, стебельки, узоры на цветках.
Материал: Тонированные листы бумаги, готовые формы цветов, клеенка на столы, клей карандаш, гуашь, ватные палочки, готовая модель, салфетки для рук.
Предварительная работа: Рассматривание поздравительных открыток с изображением цветов. Чтение стихов, пение песенок для мамы.
Ход занятия:
Воспитатель Ребята а какое сейчас время года?
А самый красивый весенний праздник, чей он?
Мы с вами будем поздравлять наших мам?
А давай подарим ей цветы (показывает открытки с цветами)
Посмотрите, на этих тонких зеленых стебельках растут красивые цветы красные, и желтые, и оранжевые,и голубые.
А теперь вы сами, для мамочки сделаете подарок.
А с чего мы ребята начнем нашу работу? (ответ детей)
Правильно сначала мы нарисуем тоненькие стебелечки.
Какого цвета стебелечки?
А как мы их будем рисовать, правильно с низу вверх тянуть к солнышку. И не забудем оставить место для наших цветов. Воспитатель показывает как ватными палочками рисуются стебелечки.
Воспитатель приглашает взять тонированные листы бумаги и приступить к работе.
Какие тоненькие и ровные стебельки у вас получились, молодцы.
Пока гуашь сохнет воспитатель приглашает детей на физкультминутку:
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Затем воспитатель предлагает выбрать заготовленные формы цветов и расположить цветок на бумаге так, что бы каждый нашел свое место.
А лепестки у цветочков поднимаются и колышутся на ветру (дует и лепестки колышутся.) А чтобы у нас так получилось, мы намажем клеем только кружочки в серединке цветка.
Понравились вам цветочки? Посмотрите как я приклею свой (показывает)
Конечный результат зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. В процессе занятия воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка, помогает тем кто плохо умеет наклеивать, подбадривает словами тех кто справляется самостоятельно.
После наклеивания воспитатель предлагает украсить цветочек гуашью предоставляя выбор детям.
Вовремя занятия воспитатель не устает напоминать детям, что это подарок для мамы,поэтому нужно делать все аккуратно. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривают получившиеся открытки и хвалит детей, читая стихи Т. Казаковой
Мы старались
Мы трудились
И букеты получились.
Цветы такие разные
И все они прекрасные.