Мария Посаднева
Семинар «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»
Подготовил: учитель-логопед Леонова М. В.
Применение здоровьесберегающих технологий в системе логопедической работы в школе
Цель: охрана физического и психического здоровья детей.
Публикация «Семинар „Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Актуальность проблемы: развитие речи – это актуальная проблема для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Необходимо помнить, что конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых норм, их практическое применение. Таким образом, речь – это серьёзная психоэмоциональная нагрузка. Для того чтобы снизить риск возникновения психоэмоционального перенапряжения, стресса при проведении коррекционной работы была создана данная методическая разработка.
Новизна идеи: разработана система игр и упражнений, которые облегчают и ускоряют процесс обучения детей правильному дыханию, релаксации, психогимнастике, ускоряют и облегчают процесс коррекционной работы, помогают ребёнку быстрее адаптироваться к новым условиям.
Результативность: применение здоровьесберегающих методов в работе с детьми-логопатами оказывает общеукрепляющее действие на организм ребёнка, и, как следствие, дети стали реже болеть. Вырос уровень концентрации внимания, возросла работоспособность. У детей наблюдается стабильный положительный эмоциональный фон. Дети стали более спокойными и уверенными.
Применяемость: данная методическая разработка может быть применена учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп в специализированных ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Материалы, которыми могла бы поделиться с коллегами: подборка игр и упражнений, направленных на коррекцию высших психических функций, релаксационные упражнения.
Принципы профессиональной деятельности: в своей работе использую гуманный, личностно ориентированный подход к коррекции развития дошкольников. Использую тактику общения – сотрудничество. Создаю ощущение комфорта и психологической защищённости ребёнка. Строя свои взаимоотношения с детьми, учитываю, что каждый ребёнок – это личность. Личность, которую надо уважать, с которой надо считаться, которую надо изучить, чтобы создать условия для её развития. Пристальное внимание к особенностям ребёнка позволяет мне обеспечивать развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. Считаю, что педагог должен постоянно повышать свою квалификацию, посещая курсы, семинары, изучая новинки методической литературы, инновационные технологии.
___
Объявление
В своей практике использую: пальчиковую гимнастику.
Эти упражнения вносят элемент занимательности и, конечно, способствуют разработке, тренировке мелкой моторики, улучшению состояния речи, мыслительной деятельности.
Особо хочется отметить применение на индивидуальных занятиях массажа кисти. Его цель – активизация чувствительных точек на кисти. Данный массаж имеет успокаивающий эффект, положительно влияет на развитие речи.
Работа учителя логопеда с применением здоровьесберегающих технологий дает возможность ребенку обрести уверенность в себе и улучшить результаты в учебе.
Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук. Задача оздоровительной паузы дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, рук, снятия усталости, обретения спокойствия.
I. Гимнастика для глаз В. Ф. Базарного и Г. Шичко.
Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера. Это траектории по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.
Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, развивает зрительно-двигательную координацию, повышает активность детей на занятиях.
В середине занятия по просьбе воспитателя дети встают и начинают пробегать глазами по заданным траекториям. При этом каждому упражнению желательно придать игровой характер. Можно на кончик указки прикрепить маленькую игрушку и отправиться вместе с ней путешествовать. Упражнения выполняются стоя.
«Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи.
Влево, вправо, походи и т. д.»
Можно провести игровые упражнения:
1. «Филин». Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1- 5, широко раскрыть глаза, посмотреть в даль и держать открытыми на счет 1 – 5. Упражнение повторить 4 – 5 раз.
2. «Метелки». Выполнять частое моргание без напряжения глаз 1-10 раз, проговаривая «Вы метелки усталость сметите. Глазки нам хорошо освежите». Повторить 3 раза.
3. «Рисуем глазами». Сидя ребенок рисует пальцем в воздухе фигуры или цифры, следя за ним и глазами.
4. «Поймай зайчика». Воспитатель запускает фонариком или зеркалом «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Игра длится до 1 минуты.
5. Сидя, смотреть на точку между бровями (счет 1 – 5,потом на кончик носа (счет 1-5). Повторить 5 раз
Лучший отдых для глаз расслабление /пальминг/. Его можно выполнять в положении лежа, сидя, стоя. Надо растереть ладонь о ладонь до появления приятного тепла, легко положить ладони на глаза, скрещивая на лбу. При этом глаза надо закрыть на 20 – 30 секунд. Каждый ребенок скажет шепотом «Доброе утро, мои родные. Вы проснулись, я очень рад. Вот сейчас я вас пожалею, погрею. Потому что вы помогаете мне все вокруг видеть. Помогаете мне жить. Спасибо вам».
II. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой повышает общий жизненный тонус ребенка, устойчивость организма к простудным заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, надо знать некоторые правила:
1. Дышать надо носом, где воздух согревается, увлажняется и очищается.
2. При вдохе нельзя поднимать плечи.
3. В дыхании должен активно участвовать живот.
Игры «Ныряние», «Подуем на снежинку», «Облачко».
Полезно для организма дышать попеременно то одной, то другой ноздрей, выполнять очищающее дыхание.
Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, заполняющий наш организм сверху вниз, произвольный выдох успокаивает.
Проводим дыхательные упражнения 2 раза в день, начиная утреннюю зарядку и вечерние занятие.
Для тренировки дыхательного аппарата дети осваивают песни из программы М. Лазарева «Здравствуй».
III. Полезны и интересны для детей игровые упражнения, направленные на развитие тонкой моторики. Воспитатели разучивают с дошкольниками игротренинги для тонкой моторики, младшие школьники сами проводят самомассаж пальцев рук или с помощью массажной пружинки, шарика или пальцами рук.
Часто используем игровые варианты.
Например:
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне.
Легко, весело без напряжения
Начиная игру-массаж!
1. Разотру ладошки сильно (дети растирают ладошки до приятного тепла).
2. Каждый пальчик покручу.
3. Поздороваюсь со всеми, никого не обойду (кончики пальцев нажимают друг на друга).
4. С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
5. Затем руки я помою, пальчик в пальчик их сложу.
6. На замочек их закрою, и тепло поберегу.
7. Вытяну я пальчики, превращу их в зайчики.
Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра. Отдыхает детвора.
IV. Самомассаж ушных раковин. На ушной раковине находится около 170 биологически активных точек. Самомассаж активизирует деятельность головного мозга, улучшает память, концентрирует внимание. По мнению медиков, массаж ушей по своему воздействию на организм приравнивается к массажу всего тела. Игровой вариант.
Подходи ко мне, дружок и садись скорей в кружок
1. Ушки ты свои найди и быстрее их потри. Ловко с ними мы играем, вот как хлопаем ушами /1 – 10 раз/
2. Сейчас все тянем вниз, ушко ты не оторвись. (надавливаем и отпускаем мочку уха 10 раз).
3. А потом, а потом, покрутим козелком.
4. Ушко, кажется замерзло, отогреть его так можно.
5. Превратились в чебурашек, (надавливаем на среднюю часть уха).
6. А теперь все выше, выше, и высокими мы стали.
Раз – два, раз – два вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, наступила
Дыхательная и звуковая гимнастики
Цель «Дыхательной и звуковой гимнастики» — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр. Проводили мы её в конце гимнастики после сончаса, после подвижных игр на свежем воздухе или в проветренном помещении.
На неделе разучивали 2-3 упражнения, повторяли их в течение 5-6 дней. А затем меняли виды дыхательных упражнений.
Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.
Виды дыхательных упражнений:
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самоё, закрыть левую ноздрю.
5. Энергично произносить «п — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
6. Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
7. Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только
гортанно-легочный аппарат, но, и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние.
9. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются готовятся к полету:
10. «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.
11. «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
12. «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.
13. «Гудок парохода».
Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секун ды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.
14. «Полет самолета».Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за данном темпе по представлению.
15. «Упрямый ослик».
Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».
Что же ты хочешь, мой милый «И-а»? Сена, лепешек иль молока?
«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.
Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом излечиваются.
16. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».
Что ты плачешь «ы» да «ы»? Будем мы с тобой играть, слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.
«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.
17. «Кто знает больше добрых слов».
Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т., Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.