Наталья Ревинская
Семинар «Взаимодействие дошкольного отделения и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оптимизировать взаимодействия педагогов с родителями, Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе.
Теоретическая часть
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.
Публикация «Семинар „Взаимодействие дошкольного отделения и семьи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что "детский сад всему научит", и их основная обязанность теперь - обеспечивать материальное существование своего чада. Негативные же отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с дошкольным учреждением родителей или их знакомых.
Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребенке, делает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем как оказывается, у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.
Когда обращаешься к воспитателям, многие высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются, что "тушуются" перед родителями, т. к. неуверенны в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
В нашем дошкольном учреждении постоянно ведется работа по оптимизации взаимодействия воспитателей с родителями, но стало ясно, что педагогам необходима отработка конкретного практического навыка. В связи с этим нами был разработан и проведен трехдневный семинар-практикум с элементами тренинга, который помог нашим педагогам справится со множеством проблем, возникающими у них в моменты общения с родителями воспитанников, и наладить эту взаимосвязь.
Благодаря этой работе мы добиваемся положительной динамики в решении заявленной проблемы, именно поэтому мы хотим поделиться нашей разработкой со всеми, кто так же работает в данном направлении.
1. Настрой на работу.
Упражнение «Ассоциации».
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло:
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
2. Упражнение "Сквозь кольцо".
Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т. п.). Задача участников: не размыкая рук, "просочиться" через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.
Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с каким-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как усовершенствовать способ передачи обруча?
Практическая часть
Задание 1.
Старший воспитатель дает определение слова «сотрудничество». Воспитатели, стоя в двух шеренгах, делают шаг вперед навстречу друг другу в случае согласия с тем или иным высказыванием.
Сотрудничество:
- не только открытость и настроенность педагога на работу с семьей, но и его способность организовывать совместное творчество;
- привлечение родителей к яркой, интересной, перспективной совместной деятельности;
- общие подходы, обсуждение и поиск вариантов предстоящей деятельности;
- психологическое равноправие воспитателей и родителей;
- уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности;
- обсуждение мнения каждого участника о результатах совместной деятельности.
Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно даёт понять родителю, что внимательно слушает и слышит его. При этом педагог несёт ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в создавшуюся затруднительную ситуацию общения: «Как бы я чувствовала себя на их месте?», «Что я хочу изменить в наших отношениях?», «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики?», «Что я чувствую к ним, и знают ли они об этом?» и т. п
2. Игра «Разные мнения» (анкеты)
Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я - родитель», или «Я –воспитатель». Педагоги в позиции «родителей» отвечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости.
Педагоги с позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.
Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и воспитатели и родители вкладывают в те или иные понятия. Знания или представления об ожиданиях друг друга помогают сблизить позиции воспитателя и родителя, привести их к сотрудничеству в интересах ребенка.
Очень важно, чтоб родители не только понимали, чего от них хотят воспитатели, на какую помощь рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагогов, приняли эту позицию. От того, насколько воспитатель сумел найти подход к родителям, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.
Бланк к игре «Разные мнения»
родители воспитатели
Ожидания от педагога на родительском собрании
Я - родитель
Ожидания от родителей на родительском собрании
Я - воспитатель
3. РОЛЕВАЯ ИГРА «КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ»
Цель: развитие умений педагогов лучше понимать природу конфликта, находить и реализовать правильное поведение в сложившейся ситуации.
Ход игры. Группа играющих делится на две команды, каждая из которых заранее (либо экспромтом) готовит и инсценирует педагогическую ситуацию конфликтного общения педагога с родителями, оборвав её показ в кульминационный момент. Тема может быть взята как из личного опыта, так и из литературы. Команда – соперница за 3 – 5 минут находит оптимальное решение и показывает развязку ситуации педагогической целесообразности.
При подведении итогов анализируется типичность ситуации для практики общения, разумность их решения и мудрость предложенных позиций, творчество, мастерство инсценировки.
4. Работа в группах. Анализ причин трудностей взаимодействия.
По итогам анкет
ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ:
1. Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
2. Недостаточная компетентность многих воспитателей.
3. Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.
4. Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
5. Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
6. "Закрытость" дошкольного учреждения.
7. Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.
Делимся на три группы, каждая берет себе к разбору (методом жеребьевки) по две выявленные ПРИЧИНЫ.
Поиск путей преодоления трудностей (стандартные, нестандартные, комплексная работа детского сада в целом, частная работа каждого педагога и пр.).
Выступление групп.
Совместный анализ 7-го вопроса.
Задача педагогов заполнить таблицы по доставшимся им вопросам:
- обосновать влияние причин (в пользу "Да или "Нет")
- найти пути решения (что можно сделать) :
Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
Прямое влияние причины косвенное влияние причины
Пути преодоления:
Подобным образом необходимо отработать все семь (или для каждого ДОУ свои) заявленных в предыдущий день семинара причин трудностей взаимодействия между воспитателями и родителями.
Результат участия в семинаре (примерные ответы)
Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
Прямое влияние причины: Косвенное влияние причины:
Родители молодые, неопытные, невоспитанные, несдержанные. Считают свое мнение единственным верным и при этом не знают возрастные особенности детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, занимаются самообманом, делают вид, что все в порядке ("перерастет"). Особая категория материально обеспеченных родителей, которые готовы платить другим, чем заниматься воспитанием самим. Упорное настаивание на своей "ложной" (с позиции педагогики) точке зрения. Важна не столько психолого-педагогическая культура, сколько воспитанность (культура социальная).
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей - задача воспитателей и всех педагогов дошкольного отделения.
Пути преодоления:
Каждый год на родительских собраниях в доступной форме (нестандартными способами, с использованием схем, карточек) разъяснять родителям, что должны уметь деть к концу года;
Давать родителям на дом консультации по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание, по мнению педагога, обязательно беседовать по поводу прочитанного родителями материала;
Демонстрировать части занятий или режимных моментов, в которых родитель сможет наглядно увидеть способности своего ребенка;
Приглашать родителя в обычный будний день, с целью непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка в группе в течение дня;
Индивидуальные беседы с родителями ( прием: "вы хотите, чтобы мы вам помогли?. ").
Недостаточная компетентность многих воспитателей.
Прямое влияние причины: Косвенное влияние причины:
Набор личностных качеств, установок, мешающих конструктивному взаимодействию (неоправданное упорство, ригидность, грубость и пр.).
Молодой контингент педагогов не обладает достаточным опытом и иногда знаниями. Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах. Не столько важна компетентность, сколько личная мотивация в профессии (любовь к тому, чем занимается).
Пути преодоления:
Проведение и участие в коммуникативных тренингах;
Работа над собой, самосовершенствование.
Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.
Прямое влияние причины: Косвенное влияние причины:
Воспитателям доступна лишь та информация, которую сообщает родитель, часть информации зачастую скрывается родителями. Родители мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.
Пути преодоления:
Анкетирование;
Проведение круглых столов, дней открытых дверей, чаепитий, непринужденных бесед;
Давать задания на дом, доделывать дома совместно с детьми, начатую в детском саду работу;
Создание и поддержание традиций в группе;
Организация кружковой деятельности, выставок, открытых просмотров занятий, театральных пятниц, отмечать благодарностью каждого родителя (хоть за самую малость, дать родителю почувствовать себя востребованным);
Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
Прямое влияние причины Косвенное влияние причины
Назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду.
Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей ("как никто другой", и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций. Воспитатель не пытается учить родителя и показать свою грамотность, ему необходимо помочь ребенку, к чему он и призывает родителей.
Пути преодоления:
Меньше жаловаться на ребенка, диалог начинать с позитивной информации и плавно переходить к проблеме;
Изменить диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректирует предложенные идеи ("а каково Ваше мнение, Вы говорите замечательные вещи, А как Вы предлагаете?").
Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
Прямое влияние причины Косвенное влияние причины
Избегание общения несет недопонимания и ложные домыслы с обеих сторон.
( Причинами может быть: стеснение, отсутствие времени, нежелание давать негативную информацию о ребенке)
Пути преодоления:
Ведение кружковой деятельности, групповой работы с обязательным применением активных форм, проведение совместных занятий, творческих вечеров, чаепитий, неформальных встреч;
Вовлечение родителей, нежелающих принимать участие в жизни группы, конфликтных родителей в выполнение заданий по поручению родительского комитета, возложение на них ответственности за определенную деятельность;
Индивидуальные доверительные беседы
Выявление пожеланий родителей и вовлечение их же в создание условий для реализации выдвинутых идей по улучшению работы группы.
"Закрытость" дошкольного учреждения.
Прямое влияние причины Косвенное влияние причины
Проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности МДОУ не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, т. к. недопонимают ее. "Желание" участвовать в жизни детского сада зависит от родителей.
Пути преодоления:
Проведение встреч с родителями в интересных, нетрадиционных, непринужденных формах;
Создание и поддержание традиций в группе;
Личная мотивация педагога в проводимых МДОУ мероприятиях, "построение" этих мероприятий перед родителями, повышение перед родителем значимости деятельности МДОУ.
Совместный анализ 7-го вопроса:
Психолог на ватмане (на доске) маркером в форме мозгового штурма записывает ответы группы на вопрос: Из чего состоит (от чего зависит) статус воспитателя (педагога).
От кого зависит каждое из перечисленных качеств? (от каждого из нас, подвести к мысли "статус воспитателя зависит от самого воспитателя").
Практический инструментарий
Рекомендации по организации работы с родителями
• Способность к общению – профессиональное качество педагога.
Педагог должен иметь высокую педагогическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях необходимо вести себя психологически грамотно.
• Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Не редко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того, найдите в них опору, выстраивая совместные действия.
• Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
• Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу и матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом, – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителей, его сфокусированность только на своих проблемах. В третьем, укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь своего сына или дочери.
• Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителем возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной.
• Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Например, вы можете одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка, каким образом пытается их решить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, но он сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.
• Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Часто бывает, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда, педагог докажет, что прав, а когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
• Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями как ему помочь. Продумайте с родителями возможность совместной работы. При этом очень важно, чтоб родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
• Учитывайте личные интересы родителей.
Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Вряд ли можно всерьез надеяться, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом, мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но думают, что время потеряно, и у них не получится. Гораздо лучше, если педагог признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. Посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
• Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пройдет более успешно, если, во-первых, вам удастся избежать противоречий и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку. В-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.