Юлия Куликова
Взаимодействие детского и семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики.
Публикация «Взаимодействие детского и семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, в последствии формируется вся двигательная деятельность человека. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.
Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребенка. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.
Таким образом, обнаруживаются противоречия между:
1. объективной потребностью взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста и недостаточной практической разработанностью способов решения этой проблемы;
2. имеющимся потенциалом взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста и не достаточной разработанностью научно-обоснованных педагогических условий его реализации.
Таким образом, тема нашего исследования является: «Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста» является актуальной.
Объект исследования: физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:
1) выявить сущность и специфику физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;
2) определить психолого-педагогические средства, способствующие физическому воспитанию и развитию дошкольников;
3) реализовать программу взаимодействия детского сада и семьи в процессе физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа работы. Работа основана на теоретических и методологических исследованиях о здоровом образе жизни (Б. Я. Солопов, Г. М. Коджаспирова, Н. К. Смирнов, Б. Н. Чумаков, А. Г. Трушкин, П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров, Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская и др.); важную роль в развитии физического воспитания детей дошкольного возраста сыграли также многочисленные исследования Анохиной И. А., Гуськова С. И., Дегтярева И. П., Доман Г., Козыревой О. В., Пензулаевой Л. И.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические (анализ, синтез, обобщение).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в МБДОУ детский сад общеобразовательного вида в котором приняли участие 60 детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических основ взаимодействия детского сада и семьи в процессе физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. На основе результатов исследования разработана и апробирована программа взаимодействия детского сада и семьи в процессе физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, которая может быть использована воспитателями в кружковой деятельности в системе дополнительного образования по повышению эффективности процесса обучения в целом и развития детей дошкольного возраста.
I. Теоретические аспекты взаимодействия детского сада и семьи в процессе физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
Дошкольный возраст, согласно традиционной возрастной классификации определяется периодом от 3 до 7 лет. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Происходит овладение социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Это время умственного, эстетического, нравственного развития набирающего высокий темп.
В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем. Для развивающей личности это богатый «строительный» материал, из которого возводится здание интеллекта и эмоций.
Также этот период характеризуется развитием разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Главной ведущей деятельностью остается игра, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. В традициях культурно-исторического подхода, который наиболее успешно разрабатывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как специфический способ освоения социальной действительности, в котором выражает себя связь ребенка с обществом. Содержание игры меняется с возрастом детей.
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Как отмечал Л. С. Выготский, в шестилетнем возрасте ребенка становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
Существенно изменяется отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявлять друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. Наряду с положительными проявлениями встречаются и недоброжелательность, грубость, нежелание общаться. Имеет место и такое явление как ложь, которое чаще всего связано с неправильным воспитанием и поведением взрослых, которым малыш подражает. Также развивается чувство собственного достоинства, проявляющееся в повышенной обидчивости, которое часто служит причиной ссор между детьми.
Воля и произвольность являются важнейшими личностными новообразованиями дошкольного возраста. Развитие воли связано со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка; развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе. Превращение культурных образцов действия в собственные средства ребенка происходит в процессе приобщения, в котором взрослый передает смысл (мотив) и способ новой деятельности в их единстве.
В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности наиболее эффективно происходит в ролевой игре и в играх с правилами.
Этот возраст является периодом интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно этот в период складываются первые этические инстанции, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям. Становление внутренних этических инстанций происходит по нескольким линиям. Во-первых, это развитие морального сознания, во-вторых, становление моральной саморегуляции поведения и, в-третьих – развитие социальных, нравственных чувств.
Важным свидетельством развития морального сознания являются этические оценки, на основании которых ребенок дифференцирует все поступки, хорошие и плохие.
Одним из наиболее эффективных методов формирования морального поведения является развитие представлений ребенка о собственном соответствии положительным моральным эталонам и способности к моральной оценке своих поступков.
Межличностные отношения детей имеют определенную возрастную динамику и проходят через три этапа. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстником и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому. Такое восприятие сверстника является основой нравственных чувств и нравственного поведения ребенка.
Одной из важных черт развития личности в дошкольном возрасте является развитие самосознания - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самосознание ребенка и его отношение к другим развивается в неразрывном единстве и основаны на двух началах: субъектном и объектном. Соотношение этих двух начал с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам.
К старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объектных характеристик не являются предметом оценки и сравнения. Но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр). Все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях отношения 6-7-летнего ребенка к другим детям. Собственное Я ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем.
Таким образом, обобщая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста можно сказать, что дошкольный возраст является периодом дальнейшего интенсивного развития психики, возникновения различных качественных образований в личностной сфере. В этом возрасте развивается воля и складывается такое сложное свойство личности, как самосознание, и формирование самооценки, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Также этот период является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К концу старшего дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и форм поведения.
1.2. Формы и методы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребёнка. Совокупность этих форм создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
К формам организации физического воспитания детей относятся : физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
Значения занятий заключаются в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.
Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путём разносторонней двигательной деятельности детей.
Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей.
Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребёнка на каждом отдельном этапе возрастного развития.
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств.
Утренняя гимнастика, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену веществ.
Физкультминутка направлена на внимания, деятельного состояния всего организма. Выполнения физических упражнений или подвижная игра вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращения и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания.
Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетание с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, а если ребёнок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышают функции нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.
Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы.
Прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определённой целью. Они содействуют укрепления здоровья, физическому развитию детей воспитания этических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.
Таким образом, незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
1.3. Взаимодействие детского сада и семьи в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Формирование сотрудничества между детьми, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей.
В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
1. Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
2. Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме.
3. Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Выводы по главе
1. В дошкольном возрасте развивается воля и складывается такое сложное свойство личности, как самосознание, и формирование самооценки, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Также этот период является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения.
2. Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребёнка. Совокупность этих форм создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
3. Формирование сотрудничества между детьми дошкольного возраста и родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.
Заключение
Мы провели исследование по проблеме взаимодействия детского сада и семьи в процессе физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы рассмотрели формы и методы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Физическое воспитание – это результирующие действия многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Одним из методов формирования физического воспитания дошкольников является игра. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой - элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека. Физическое воспитание как систему мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, можно считать приоритетной для всей воспитательной работы с детьми.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.